Найти в Дзене
Записки отшельника

Пара слов о походах.

Походы всегда занимали в моей жизни особое место. Можно сказать, они имели и имеют для меня сакральный характер. С раннего детства меня приучили к ним родители, а потом я и сам продолжил развивать этот вид деятельности. Шагая по заболоченной тундре в тяжелых ботинках с рюкзаком за плечами, отгоняя комаров от лица, обливаясь потом, я подсознательно ощущал, что с каждым шагом становлюсь чуточку лучше, глубже, сильнее. Как искусный скульптур, внутренним усилием я вырезал новую версию себя, преодолевая стоящие передо мной трудности. И, конечно, когда аромат Тайны поманил за собой, то походы стали неотъемлемым инструментов в моих руках, гармонично вписавшись в мой внутренний поиск.

Я довольно скоро заметил, что с неизвестным нельзя работать напрямую, в лоб, совершая конкретные действия и ожидая не менее конкретный результат, иначе оно не было бы неизвестным. Как сказал один классик, мир вокруг нас загадочен и таинственнен. Он намного шире, чем мы можем себе представить. Человек привык сразу брать под контроль все, к чему он прикасается. Он либо понимает это, облачает в схемы и начинает использовать, либо пытается уничтожить. А если это не удается, то он использует "принцип страуса": если я этого не вижу, то оно не существует. Это наглядно видно на примере всей современной истории.

Но с Тайной такой подход не работает. Погружаясь в пучину непознанного, мы подобны слепому котенку, блуждающему посреди векового леса. Здесь фундаментальные научные критерии, такие как воспроизводимость или фальсифицируемость, оказываются бессмысленны. Никогда не знаешь, что подарит следующее мгновение, к чему стоит быть готовым. А все потому что Тайна - живая, и общаться с ней можно только как с живым существом. Существом, превосходящим тебя во всем. Бережно, осторожно, опосредственно, шаг за шагом завоевывая Ее расположение.

Здесь приходится использовать все средства, что есть в распоряжении, а не только привычное мышление, в логику которого мы пытаемся запихнуть весь видимый мир. И, на мой взгляд, одним из важнейших средств является некое внутреннее усилие. Неосязаемое, неуловимое, иррациональное, как невидимая стрела оно проходит сквозь всю нашу жизнь, задавая ей направление, и насаживая на себя события одно за другим. В повседневности мы даже не замечаем его, не чувствуем, куда жизнь направлена , с чем сонастроена. А все потому что повседневность не требует от нас погруженности в себя, чувствительности к тому, кто мы есть и зачем мы есть. Напротив, ритм современности приучает быть постоянно на поверхности, своевременно реагировать на внешнее, заменив глубину погружения на ширину охвата внешних раздражителей.

И тут на помощь приходят те самые походы. Конечно, я имею в виду именно походы, подразумевающие под собой движение, усталость, пот и кровь, а не воскресные шашлыки на берегу озера, с комфортной доставкой своих тел туда и обратно на автомобиле. И, крайне желательно, чтобы в походах быть одному. Ведь даже небольшая компания уже создает вокруг себя устойчивую атмосферу, на которую можно опереться и расслабиться в дороге, и которая заслоняет каждого из участников от непосредственной встречи с самим собой. Нет, настоящий поход - это когда выходишь один на один с миром, есть только Земля под ногами и Небо над головой, а в груди разгарается уже слегка забытый огонек самого близкого чувства для каждого - чувства переживания собственного существования.

Это особый отрезок жизни, не вписывающийся в современный ритм. Разум, не привыкший к информационному вакууму вокруг, быстро затихает в недоумении, лишь изредка заявляя о своей скуке. Тело уже через несколько километров начинает чувствовать усталость и приковывает к себе все внимание, намекая, что пора бы передохнуть. И это - переломный момент. Можно либо поддаться этому чувству и вернуться в привычное существование праздности, либо продолжить путь. В поиске опоры для своей решительности идти вперед, внимание проникает все глубже и глубже. Как раскаленный гвоздь скользя сквозь масло, оно проходит через скуку разума и усталость тела, пока не натолкнется на что-то очень прочное внутри, что и заставляет делать новый и новый шаг.

Внутреннее усилие не имеет цвета, запаха или формы. Нечто, не описуемое снаружи, становится очевидным изнутри для того, у кого хватило мужества дотянуться до него. Единожды прикоснувшись к нему, эта связь может сохраниться на всю жизнь, если не поддаться слабости отпусть его в угоду поверхностным переживаниям. Таких людей легко можно выделить в толпе по ощущению несгибаемого внутреннего стержня, отраженного в их взгляде и походке.

Но прикоснуться - не значит овладеть. Чтобы быть в состоянии изменить свой вектор жизни, поменять свое направление, надо стать достойным своего же усилия. Стать не менее жестким и чистым, чем оно. Это - длительная работа, которая может занять ни один год, но результат окупится сторицей. Тот, кто не только познал себя, но стал себе хозяином, способен, наконец, направить поезд своей жизни в неизвестное. С этого момента и начнается все самое интересное.