Те, кого занимает словообразование русского языка, вероятнее всего обращали внимание на то, что иногда встречаются слова, с одинаковым составом согласных звуков, когда слова различны только гласными. Если такой человек любознателен, то вероятно, он задавал себе вопрос, почему так.
Существует и другое явление, когда слова обладают «неоднозначным» смыслом, это если один и тот же по содержанию и последовательности набор звуков (букв) имеет разный смысл. Данное явление было объяснено в статье, представленной на данном канале. (См. статью: "Происхождение неоднозначности слов").
«Современное языкознание не может объяснить, почему то или иное слово произносится так, а не иначе. Нет и понимания, как звуки влияют на создание смысла слова. Например, в словах: стол, стул, стал, стыл – отличаются только гласные звуки. Данные слова различны только гласными, – следовательно, гласные звуки о, у, а, ы сообщают словам их отличительный смысл.
Меняться могут согласные в корне: бегать – бежать, стукать – стучать, садить – сажать. В данном примере происходит обратное явление: меняются звуки г-ж, к-ч, ди-жа, а смысл в словах остаётся. Получается, что замена звуков может как изменять смысл слова, так и оставлять его неизменным.
Присутствие в языке незначимых, невыраженных различий произношения и содержания, кажется, побуждает предположить, что звуковая и смысловая стороны языка не связаны между собой непосредственно. А связь между звучанием и значением при изменении признаков отождествления единиц языка не сказывается на различении смысла. Об этом, казалось, свидетельствуют различия между единицами звукового строя языка, например г и ж, которые не влияют на смысловое значение корней, – таких, как бег-ать и беж-ать, берег-у и береж-ёшь, луг и луж-ок, пирог и пирож-ок.
Примеров можно привести множество: когда звуки влияют или не влияют на смысл слов, когда звуки появляются в однокоренных словах изниоткуда, или они исчезают, заменяются другими. Из всего этого следует, что без объяснения собственного смыслового значения звука связь звуковой и смысловой сторон, различие значимой части слов или их тождество никак не объясняется». [Лыкин И.Л. Корнеслов. 2013 г. Гл.2:2, стр. 268-269].
По поводу подобных явлений в языке официальная лингвистика никаких доказательств не предъявляет и называет явления «необъяснимыми». Логика здесь действует железная: если я чего-то не знаю, не вижу, не понимаю, то этого не существует. Языковеды твёрдо стоят на своём: «Так сложилось исторически в процессе длительных языковых изменений. Изначально эти изменения произошли в устной речи, а затем закрепились в письменной. И теперь уже сложно определить, какая согласная была начальной, а какая изменившейся». Подобные отговорки свидетельствует лишь о том, что пишущие такие объяснения ничего о языке не знают и не понимают, что откуда «взялось», и почему так «сложилось». Но, мнение принимается научно обоснованным, потому что ничего не знают, не видят и не понимают все.
Все эти «несоответствия», чередования: г/ж, к/ч, х/ш, с/ш и прочие – называют «правилами». Но, доказательств, что это правила, а не следствие иных причин, нет, и утверждения являются лишь гипотезами.
Гипотезы отражают мнение, сложившееся в лингвистическом сообществе, для которого язык – «одна из наиболее таинственных мировых загадок, уже тысячи лет находящаяся в процессе научного осмысления».
Конечно, кто-то может сослаться на случившуюся в начале XX-го века (с благословения большевиков) замену звука «з» в приставках без-, воз-, из-, низ-, раз-, чрез-. Тогда вместо «з» стали писать букву «с» перед глухими согласными, на основании того, что «так слышится». Видимо, затеявшим подобное, такая замена для чего-то понадобилась. Но, как водится, расследования по данному вопросу не проводилось. А те, кто дал согласие на такую замену, видимо не знали, для чего в языке существуют буквы. Которые, как известно, для того и придумали, чтобы знать, как правильно произносить звуки тем, кто о значении звуков ничего не знает, и кто не знает, чем смысловое значение «з» отличается от значения «с».
Но, если не придерживаться лингвистической догматики и не слишком верить в чудеса, то откроется другое, внутреннее устройство языка. Ведь изначально язык был создан людьми, на разумной основе, по человеческому замыслу. Основой языка стали понятия, выраженные звуко-буквенными знаками, имеющими предметное происхождение, описывающими то, что в действительности существует: движимое и недвижимое, материальное и нематериальное, точное и неточное, определённое и неопределённое, ничтожное, малое и большое. Поэтому в языке нет ничего «необъяснимого». Созданный разумно мыслящими, разумно мыслящим язык и понятен.
Значение слов создаётся при употреблении знаков. Система единичных звуко-буквенных знаков составляет совокупность языковых значимостей.
Внутреннее строение слов производит внешнее понятие, которое и воспринимается сознанием. Поэтому, когда произносят какое-либо слово, сознание воспринимает внешний образ обозначенного словом предмета, а не его устройство, или его свойства.
Итак, вернёмся к вопросу сходства и отличия слов с одинаковым составом согласных звуков, когда слова отличаются только гласными. Такие слова имеют одинаковое смысловое значение.
Разбор подобных слов поможет лучше узнать способ коренного словообразования, основанный на корнесловах - наименьших значащих единицах русского языка.
При разборе коренного значения слов следует помнить о порядке прочтения внутреннего значения, справа налево, а также о том, что гласные только дополняют значение прилежащего согласного, стоящего слева от гласного.
Согласные звуки описывают качественное состояние предметов и вещей, передают содержание, или суть явления. Более значимые согласные звуки расположены справа. Соответственно главный по значимости согласный звук стоит крайним справа, затем идёт следующий по значимости согласный звук, и так далее, справа налево. Порядок расположения звуков, определяющих содержание слова, определяет и порядок их прочтения.
«При разборе коренного значения слов часто попадаются слова с одинаковым сочетанием согласных звуков. Слова с одинаковой последовательностью согласных звуков имеют одинаковое содержательное значение, или единую суть. Суть же заключается в том, что действия, или их сочетание, предметы, или их устройство, описанные одним рядом согласных звуков не просто схожи, или тождественны, – они однозначны.
Слова, описанные звуками, представлены различными частями речи. Одинаковое содержательное значение может быть в существительном и глаголе, прилагательном, наречии, или междометии, так как принадлежность слова к части речи определяется его нарицательным смыслом, обусловленным различной образной привязкой слов, отличным от их содержательного значения.
Слова: стал, стол, стул – отличны только гласными звуками. Соответственно гласные: а, о, у сообщают словам их видимое внешнее отличие. В действительности, слова имеют одно содержательное значение, а гласные звуки вносят дополнительное смысловое значение к содержательному смысловому значению согласных.
Стал – Стол – Стул (СТЛ).
Смысловой ряд представлен согласными СТЛ, которые передают содержательное значение, общее для всех слов: цельный, простой (л), сложный (т) предмет, соединённый внешней связью (с). Отличие словам придают гласные, которые сообщают дополнительный смысловой оттенок.
Звукосочетание СТ встречается во многих словах, и обозначает: сложный, плотный, внешне связанный предмет; суть; сложившееся состояние, положение.
Главное свойство описано звуком (л). Поэтому все указанные слова – это простой, целый предмет.
Стал - после (т) стоит гласный (а), т.к. звукосочетание (та) обозначает сложный (точный) предмет, единичный. Коренное значение: цельный, сложный, единичный предмет, соединённый внешней связью. Действительно, когда говорят «стал», то имеют в виду что-то одно, точно установленное или точно расположенное.
Стол - после (т) стоит гласный (о), т.к. звукосочетание (то) обозначает сложный (определённый) предмет, охватывающий определённую область. Коренное значение: цельный, сложный, определённый предмет, соединённый внешней связью. Словом «стол» обозначен простой предмет, который занимает определённое место, или охватывает определённую область.
Стул - после (т) стоит гласный (у), т.к. звукосочетание (ту) обозначает сложный (неточный) предмет, имеющий произвольное расположение. Коренное значение: цельный, сложный, произвольно расположенный предмет, соединённый внешней связью. Словом «стул» обозначен простой предмет, который ставится произвольно, - там, где удобно.
Лапоть – Лепить – Лопата (ЛПТ).
Содержательное значение ЛПТ: сложный/твёрдый предмет, отдельный, целый/слитный.
Лапоть - после (т) гласный не ставится, т.к. звук обозначает просто сложный предмет. Этот предмет отдельный (п) и объёмный (о), цельный (л) и единственный (а). Коренное значение: плотный предмет, отделённый от прочих и объёмный, цельный и единственный.
Лепить (льэпьить) - после (т) гласный не ставится, т.к. звук обозначает просто сложный предмет. Этот предмет отделён (п) от прочих некоторое количество (и) раз, и он цельный (л), неопределённого свойства (э). Коренное значение: плотный предмет, составленный из нескольких отдельных частей, цельный и неопределённого свойства.
Лопата - после (т) стоит гласный (а), т.к. звук обозначает единичный сложный предмет, или предмет, имеющий точное расположение. Этот предмет единичен (а) и отделён (п) от прочих. Следующий затем согласный (л) говорит о целом предмете, а гласный (о), что этот предмет объёмен. Коренное значение: плотный единичный предмет, предназначенный для отделения одной части целым и объёмным куском.
Милόк – Молόка – Молокό (МЛК).
Содержательное значение МЛК: принудительное действие, оказываемое на целый предмет, представляющий собой материальное.
Милόк - звук (к) обозначает простое действие под принуждением, поэтому гласная не ставится. Принудительное действие оказывает влияние на объёмный (о), целый предмет (л), содержащий в себе некоторое количество (и) материи (м). Коренное значение: принудительное действие, оказываемое на объёмный, целый предмет, состоящий из некоторого количества вещества.
Молόка - после (к), обозначающего действие под принуждением, стоит гласная (а) которая дополнительно сообщает, что это действие точное, единичное. Принудительное действие совершается с объёмным (о) и целым предметом (л), представляющим собой объёмное (о) тело (м). Коренное значение: точное/единичное принудительное действие, оказываемое на объёмный, целый предмет, представляющий собой объёмное тело.
Молокό - звук (к) обозначает действие под принуждением, а гласная (о) дополнительно сообщает, что действие совершается в определённой области. Принудительное действие оказывает влияние на объёмный (о), целый предмет (л), представляющий собой объёмное (о) тело (м). Коренное значение: объёмное действие принудительной силы, которое оказано на объёмный, целый предмет, представляющий собой объёмное тело.
Палить – Плоть – Полёт (ПЛТ).
Содержательное значение ПЛТ: вещь сложная, представляющая собой цельный, отдельный от прочих, предмет; вещь сложная, целиком отделённая.
Палить - после (т) гласный не ставится, т.к. звук обозначает просто сложный/твёрдый предмет. После (л) стоит (и), т.к. звук обозначает несколько целых предметов. Эти предметы точно (единично) (а), отделены (п). Коренное значение: твёрдый предмет, представленный несколькими целыми предметами, точно отделившимися.
Слово «палить» имеет смысловую привязку и сочетается со словом «пуля». А «палить» и «пулять» – слова с общим содержательным значением.
Разбор слова позволит лучше понять способ словообразования и суть описания предметного начала корнесловами:
Пуля (пульа) - Главное свойство описано звуком (л), обозначающим цельный, а дополнительно и единичный (а), предмет. Это целое представляет собой предмет, разделёный (п) произвольно (у).
Пуля представляет собой предмет единичный, целый, и выполняет своё предназначение при произвольном отделении, происходящем при выстреле. Коренное прочтение слова «пуля» говорит о единичном, целом предмете, отделяемом произвольно. Почему произвольно? Потому что понятие, прежде чем возникнуть, проходит путь определённого превращения. И этот путь пройден через знаковое обозначение существующего предмета. Прежде чем стать пулей, выпущенной прицельно и точно из ствола ружья, пуля была просто целым предметом, возможно, камнем. И тогда этот камень «пуляли» целясь, но как придётся, произвольно.
Плоть - после (т) гласный не ставится, т.к. звук обозначает просто сложный предмет. После (л) стоит (о), т.к. звук обозначает цельный и объёмный предмет. Это целое является предметом, отделённым (п) от прочих. Коренное значение: сложный предмет, представленный цельным и объёмным предметом, отделённым от прочих.
Полёт (польот) - после (т) гласный не ставится, т.к. звук обозначает просто сложный предмет. После (л) стоит (о), т.к. звук обозначает цельный и определённый/объёмный предмет. Это целое представляет собой предмет определённый/объёмный (о), отдельный (п) от прочих. Коренное значение: вещь сложная, представленная цельным и объёмным предметом, отделённым от прочих и обширным». [Лыкин И.Л. Корнеслов. 2013 г. Гл.3:5.2., стр. 364-371].
Автор: Лыкин И.Л.
© И. Л. Лыкин
#корнеслов #русский язык #языкознание #русский мир #русский #лингвистика #занимательная лингвистика
См. статьи по теме: "«Корнеслов» И.Л. Лыкина в сравнении с «Корнесловом» А.С. Шишкова". Часть 1. Часть 2. "Вода стекала по стеклу, или: откуда в словах появляется смысл?".
"Происхождение неоднозначности слов", "Язык как система производства и передачи смысла", "Два значения слова: скрытое и явное", "О языке, языковом знаке и предметной основе языкознания".
Если вам понравилась статья, можете поддержать автора: поставить лайки или подписаться.