Вслед за танками Украина от своих союзников потребовала самолеты, ссылаясь на то, что действия танковых подразделений в наступлении без поддержки авиации будут неэффективны.
Часть своих F-16 согласны поставить Польша и Нидерланды, но с оговоркой «в полной координации» с союзниками по НАТО, как это было несколько месяцев назад с МиГ-29. Желая видеть самолеты западного производства в небе Украины, Польша, Нидерланды и страны Балтии начали дипломатическое давление на Германию и Францию, призывая действовать без промедления, особо не сомневаясь в успехе, ибо подобный опыт с танками ему способствует.
В настоящее время союзники занимают по вопросу о предоставлении боевой авиации Украине неоднозначную позицию: американцы и немцы категорически против, британцы менее категоричны, но также пока еще против. Французы, по словам Эммануэля Макрона, не исключают вероятность поставок, но при определенных условиях, которые могут быть истолкованы по-разному.
Ситуация с очередным запросом Киева напоминает о дискуссии внутри НАТО по танкам, но есть в ней масса нюансов, способных сыграть за то, чтобы или отказать Украине, или отложить положительное решение.
Теперь несколько аргументов в пользу отсрочки положительного решения. Самый острый вопрос находится в плоскости отсутствия опыта управления западными военными самолетами даже самыми опытными пилотами постсоветского пространства, не говоря отдельно об Украине. Это значит, что необходимо с нуля обучать украинских пилотов, начиная от пилотирования и заканчивая всеми нюансами современного воздушного и общевойскового боя.
Украина, затребовав западные самолеты, должна в кратчайшие сроки также решить проблему переоборудования своих аэродромов, не приспособленных для приема требуемых типов самолетов, что может занять намного больше времени, чем подготовка пилотов. Проблема усугубляется их уязвимостью со стороны авиации, реактивной артиллерии и высокоточного оружия России в связи с низкой эффективностью украинской ПВО. Уязвимые взлетно-посадочные полосы и другое наземное оборудование нивелируют наличие самых современных самолетов и самого подготовленного летно-технического состава. Даже, если F-16 и сможет взлететь, не факт, что он сможет вернуться на базу после выполнения боевого задания.
Таким образом, обучение летно-технического состава и адаптация аэродромов займут много времени, что позволяет ожидать появление самолетов натовского производства на Украине не раньше середины осени этого года, когда военно-политическая обстановка будет иная и отправка любых типов вооружения Киеву может быть лишена всякого смысла.
Пока горячие головы на Западе призывают дать Украине все, что попросит, более расчетливые политики говорят о политической и военной целесообразности, допуская нежелательную для большинства государств НАТО эскалацию и ослабление собственной обороноспособности, а дискуссии по этому поводу будут задерживать процесс, если не приведут к вежливому и аргументированному отказу, тем более, что союзники Украины не желают увеличения собственной вовлеченности в конфликт. Киев требует все более совершенного оружия, глядишь, со временем дойдет до предоставления ядерного оружия. На Западе, скорее всего, всерьез задумаются о «красных линиях», уже обозначенных, но не озвученных Киеву.
Если допустить, что Украина сможет адаптировать аэродромы и обучить пилотов, то поставки F-16 не начнутся в тот же момент. Запад занимается проблемами Украины в контексте максимального ослабления России, поэтому будет довооружать Киев постепенно. Постепенность имеет цель достижение паритета на поле боя. Если рассматривать поведение союзников Украины с самого начала спецоперации, то становится очевидным их стремление, с одной стороны, завести обстановку на поле боя в тупик, а с другой, — максимально затянуть продолжительность конфликта. В начале, когда была угроза со стороны российских танковых соединений, Украине предоставили «Джавелины», Россия начала накапливать вооружение и технику в ближайшем тылу — дали «Хаймерсы», сейчас есть проблемы с ПВО — думают поставить Patriot, NASAMS, и по последней информации, — даже израильско-американский «Железный купол». F-16, Tornado и Gripen будут поставлены в том случае, если западные стратеги сойдутся во мнении, что Украина недостаточно прикрыта с воздуха, и необходимо привести ситуацию к равновесию.
Западные боевые самолеты на Украину придут, но не ранее октября, и только в случае, если украинские ВВС будут к этому готовы. Цель поставки не изменится — это не оборона Украины, а максимальное ослабление России.
Автор статьи: Александр Черный