Друзья, появилась идея для рубрики на канале. Мне время от времени в чатах групповых онлайн занятий задают вопросы практикующие. После совместной практики, когда удалось отследить какие-то возникающие трудности при выполнении упражнений, при попытке выполнять требования и принципы, которые я обозначаю во время занятия.
И это всегда хороший повод в коротком формате освятить какую-то тему. И я подумала, что эти ответы, на обычно актуальные для многих темы, могут оказаться интересны и для более широкой аудитории практикующих. Поэтому делюсь с вами здесь:)
Итак вопрос:
"Это наверно с непривычки, но может есть способ, что сделать, когда плечевые мышцы рук начинают «каменеть, сводить», приходиться «сбрасывать» руки, расслабить их. Это происходит когда руки долго на весу находятся, например в позе «Чжан Чжуан».
И мой ответ:
Да, конечно, навык расслабления в удерживаемой форме приобретается и развивается. И важно, что вы замечаете появление напряжения. Опознание трудности открывает возможности осознанно искать решение, в данном случае это поиск расслабления (в предлагаемых условиях без потери целостности).
И есть внутренняя работа, которая совершается в этой форме для расслабления (ниже напишу несколько аспектов такой работы).
Но если в какой-то момент вы замечаете, что окаменелость нарастает настолько, что уже никаким способом не получается её растворять, то лучше опустить руки, сбросить напряжение и сделать ещё один подход покороче. Это будет верным решением.
Некоторые акценты во внутренней работе, которые способствуют расслаблению:
- Входя в позиции проверять, что собрана правильная структура тела. Самые базовые напоминания этой регуляции: всё тело подвешено на внутренней оси (которая тянется вверх сквозь макушку - точку Бай-Хуэй) и выстроены вокруг этой вертикали, проходящей вдоль позвоночника. Эта вертикаль проходит до земли, для этого копчик тянется сначала вниз, а затем, как бы закругляясь между стоп словно хвост, направляется к носу. Это мягко вытягивает и выравнивает поясницу и всю спину. Плечи естественно опущены и локти висят вниз и внутренне опираются на область низа живота (Даньтянь) и поясницы (Минмэнь) - будто локти вырастают из нижней части корпуса, минуя плечи и образуя "чашу". Все суставы рук и ног освобождаем и доводим расслабление до стоп. Это позволяет опирать/укоренять всю структуру в земле, а не удерживать локальным напряжением/усилием в отдельных частях тела.
- Внутри плеча представляем расширение, как будто увеличиваем пространство в суставе, между мышцами, и все части - подвешены в пространстве. Это перераспределяет усилия и позволяет глубже расслабиться. Возникающее напряжение будто "размазывается" на большую площадь. Здесь же в помощь представление о том, что пространство плотное или что руки как бы лежат на воде (или находятся в плотной желеобразной среде), которая сама их держит. Это ощущается как качество подвешенности (всех частей тела, в частности рук) и снимает избыточную нагрузку с плеч. А также такой мыслеобраз, который мы удерживаем вниманием и всем телом, помогает расслабиться и нервной системе, и перевести фокус ума наружу (чтобы он отпустил и перестал подпитывать область напряжения).
- Микродвижения. Внутри удержания формы можно совершать микродвижения в области, которую пытаемся расслабить. Можно соединить эти внутренние изменения с дыханием (которое как волны всегда проходит сквозь тело, Кай-Хэ, расширение-сжатие). В дальнейшем это движение уйдёт совсем внутрь, именно как постоянно текущие потоки внутри, а тело становится прозрачным и их пропускает. Такая мыслеформа и внимание на внутреннем движении позволяет убрать фиксацию и напряжение, и углубить расслабление. Что при дальнейшей практике ведет к "растворению" тела в области ощущений, когда остается лишь объемное внимание.
- Продлевание тонких усилий-намерений вдоль формы рук (упомянутые выше "потоки"). Это течение наружу от корпуса, которое продолжает создание/удержание формы, и одновременно обратное направление течения-расслабления от периферии к центру, которое "вынимает" из формы напряжение. Таким образом из внешне статичного положения уходит статика и форма держится, образно говоря, на двух внутренних разнонаправленных "потоках" движения внимание вдоль рук, которые в итоге создают равновесие.
Напоминаю, что это не разбор распространенной в цигун позиции Чжан Чжуан, или принципа срединного равновесия Чжун Дин, который можно и нужно здесь реализовывать, и тем более не рассмотрение практики Чжуан-гун, подразумевающих множество внутренних настроек и концентраций.
Это конкретный вопрос, который возник на занятии в ходе выполнения подобной позиции и предложенной внутренней работы, и соответственно краткий ответ, призванный дать варианты для постепенного решения этой трудности. Надеюсь в этом ответе найдется польза и для вас)
Также рекомендую посмотреть видео от Андрея Михайловича Усолова с подробным разбором позиции поднятых рук и внутренних принципов её выполнения: