Стоимость американской компании Tesla за последние 6 месяцев упала почти в 3 раза. Инвесторы забирают свои вложения, не ожидая баснословных дивидендов, а репутация стремительно актива и самого Илона Маска падает. Что случилось и скажется ли это на производстве электрокаров?
История взлета и падения
Не так давно Илон Маск в своем Twitter рассказал подписчикам, что с 2017 по 2019 годы корпорация Tesla почти стала банкротом. Изобретатель сделал упор на производство первого массового электрокара, Model 3. Изначально все шло не очень успешно – у прототипа было много «детских болезней», которые смогли устранить только в массовом производстве. Это во многом повлияло на то, что возросла стоимость ценных бумаг компании и ее инвесторская привлекательность.
В 2020 году компания выиграла у таких гигантов как Volkswagen и Toyota по итогам рыночной капитализации. Прибыльность Tesla оценивались инвесторами высоко, что повлияло и на срок выпуска следующей модели, кроссовера Model Y – она вышла вовремя. После успеха акции стремительно взлетели вверх, компания вошла в 5 крупнейших мировых корпораций.
В 2022 году ситуация резко изменилась. Акции Tesla упали в 3 раза, а основатель компании, Илон Маск попал в Книгу рекордов Гиннесса за самые большие убытки среди владельцев бизнеса за всю историю.
Почему отвернулись инвесторы?
Эксперты утверждают, что причиной разочарования инвесторов и падения доходности компании стал сам Илон Маск. Он не раз своими заявлениями в интернете нарушал рыночную динамику котировок, вызвав негодование SEC.
А в 2022 году Илон Маск и вовсе решил приобрести социальную сеть Twitter, несмотря на отсутствие денег на совершение сделки. В результате он продал внушительный пакет своих акций Tesla, что напрямую повлияло к сильному дампу котировок компании на биржевом рынке.
А что с машинами Tesla?
Несмотря на огромное падение капитала компании, Tesla уверенно чувствует себя на рынке как автомобильный бренд – это подтверждается отчетом по финансам. По итогам 3 кварталов 2022 года компания получила доход в размере 8.869 млрд. $.
По результатам прошлого года, продажи автокаров Tesla выросли почти на 40% и превысили 1,3 млн. машин. Это больше, чем результаты таких гигантов рынка как Mitsubishi или Mazda. При этом тенденция может и не сохраниться – в Азии огромный интерес к собственным брендам, а крупнейшие производители, например Xiaomi готовятся к массовому производству собственных электромобилей. Одновременно с этим Tesla еще с 2017 года не может решить проблему с ошибками автопилота.
Перспективы на будущее
Серьезное снижение капитализации компании и ее основателя негативно сказывается на желании инвесторов вкладывать деньги в развитие. Но это вряд ли повлияет на автомобильный бизнес. Сейчас Tesla не сильно нуждается во вложениях – есть собственный доход и большие перспективы продаж в США и Европе.
И даже несмотря на спад, Tesla сохраняет статус лидера по капитализации, для сравнения стоимость автоконцерна Toyota составляет 195 млрд. $, что почти в 2 раза меньше Tesla.
Вероятно, в 2023-2024 годах компания нарастит собственные заводские мощности, чтобы окончательно уйти от зависимости от денег инвесторов и ошибок собственного руководства. Уже сегодня усиливаются заводские мощности в Германии и Техасе, планируется открытие филиала в Индонезии. Все это поможет увеличить выпуск как легковых моделей, так и грузовиков Tesla Semi, которые все еще не имеют ни одного конкурента на рынке.
Источник: https://divoss.ru/