Модульное обучение отличается от других систем обучения. Разделение изучаемого материала какого-либо предмета на отдельные блоки дает возможность учащимся сосредоточиться на определенном объеме информации и степени его усвоения. Ученик занимается самостоятельно, учится планировать.
Как работает модульное обучение?
Модульное дистанционное обучение включает индивидуальное обучение, которое позволяет учащимся использовать модули самообучения в печатном или цифровом формате, в зависимости от того, что применимо к учащемуся. Учитель берет на себя ответственность следить за прогрессом учащихся.
Как устроено модульное обучение?
Модульная система обучения предусматривает большое количество времени для погружения в предмет. Так, одна дисциплина может изучаться несколько недель, несколько месяцев или целый год. Учебная информация структурирована в модули.
Модуль – это часть образовательной программы, информационный блок, который включает:
теорию по определенной теме;
упражнения;
учебные пособия;
проверочные задания;
ключи для самопроверки.
Чем модульная система отличается от обычной?
В модульной системе:
индивидуальный подход к каждому ученику
за учебный период изучается 1-3 предмета
одной теме уделяется до нескольких дней
нет повторений, за счет этого предметы изучаются быстрее
происходит глубокое понимание предмета
В традиционной системе:
обучение ориентировано на среднего ученика
предметы изучаются все сразу
изучаемый предмет меняется каждый час
предмет изучается в течение всего учебного года
Существует два варианта обучения:
Полное погружение в один предмет.
Изучение двух-трёх взаимосвязанных предметов. Например, информатика и физика, родной язык и литература.
Роль учителя
Основной принцип модульного обучения – самостоятельность. 90 % времени отводится на самостоятельную работу обучающегося, участие учителя всего 10 %.
Что делает учитель:
организует учебную процесс;
дает подсказки, направляет;
при необходимости дополнительно объясняет тему;
вместе с обучающимся практикует знания.
Перед изучением новой темы ученик сдает тест, чтобы определить готовность к изучению новой темы. Это может быть и творческое задание или опрос.
Модульная технология позволяет подбирать задания для детей любого уровня знаний. Своевременная работа с индивидуальными проблемами учеников повышает их мотивацию. Благодаря тому, что учащийся работает максимум времени самостоятельно, он учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему проанализировать свою деятельность, самому определить уровень усвоения знаний, видеть проблемы и находить пути их решения.
Как устроен модульный класс в школе?
Как и в обычном школьном классе, здесь учатся сверстники. В отличие от семейного обучения, все учат одни и те же модули. Только урок вместо стандартных 45 минут может продолжаться несколько часов. Весь день – один предмет. Вся четверть – один предмет. Если выбрано несколько взаимосвязанных предметов, они могут чередоваться, например, через день или через неделю.
Упражнения могут быть одинаковыми для всех, как это практикуется в традиционной школе. Также можно предоставить ребенку на выбор упражнения из набора тематических заданий.
Структура занятия
• Учитель проводит беседу, мотивирует учеников на самостоятельную деятельность, инструктирует по предстоящей работе.
• Занятие с модульными блоками, углубление в тему. Учащиеся выполняют отдельные или совместные задачи.
• Самоанализ. Ученики определяют свой уровень продуктивности на занятии. Преподаватель предлагает домашние задания с учетом результатов работы с модулем.
Плюсы модульного обучения
- Ребенок сам выбирает, как ему учится. Если пропустил занятие, продолжает учится со своей последней темы. Таким образом, решается отставание по предмету.
- Занимает меньше времени. Цель модульного обучения- дать информацию по предметам без лишней информации.
- Позволяет обучаться дистанционно. Есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Модульное обучение решает вопрос получения ими образования.
Как и в любом методе есть свои недостатки.
- Не подходит для начальной школы.
- Мало времени на выполнение работ. Если при традиционной форме обучения тестовые задания бывают раз в две-три недели, то здесь каждый день после изучения темы.
- К данной системе требуется привыкнуть. Ученик должен сам самостоятельно изучить тему и, если возникают трудности, он консультируется с учителем.
Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.