Найти тему
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 45. В педагогическом коллективе тоже есть травля

Недавно я написала статью о том, как педагогический коллектив травил одну учительницу, более трудолюбивую и успешную. Травля была точно такая же, как и в детском коллективе. "Тётки" шептали друг другу гадости о своей коллеге, злобно высмеивали её, обсуждали её личную жизнь и делали всякие неприличные предположения, а потом сами же хохотали.

Как-то я была свидетелем одной из таких сцен. Я стояла у школьного турникета. Иногда я забирала домой племянника, который учился в начальной школе. Я видела, как Марина Михайловна с документами в руках быстрым шагом прошла мимо - видимо, куда-то торопилась. Она часто ходила очень быстро, потому что всегда была занята. Две учительницы, стоявшие возле входа, посмотрели ей вслед с насмешливым оскалом:

- Носится! Опять носится! Даже нас не видит. Вон пошла-пошла! Надо мне с ней сегодня поговорить об одном ученике, но так не хочется!

- Мне тоже бы не хотелось, - ответила другая учительница. - Как я тебя понимаю! Вся из себя! Ни на кого не обращает внимания. Думает, что она самая лучшая. Тьфу! Видеть её не могу!

- Смотрела фотографии? Её мужик на день рождения подарил ей огромный букет роз! Мне бы так!

- Да, - вздохнула другая. - А мы тут должны пахать с утра до вечера и никому мы не нужны.

***

Почему-то, когда я писала главу "Бессонные ночи ей не предстоят", все читатели сосредоточились на поведении восьмиклассницы Даниэлы, которая оскорбила Марину Михайловну на уроке. Это вызвало бурю возмущений. Но это всего лишь эпизод. Скажем так, это листик, а не само дерево. Листья мы видим, а ветки - нет, потому что они спрятаны за листьями. В данном случае, ветки - это те самые учителя.

Даниэла так себя вела, потому что другие учителя негласно разрешили ей так себя вести. Они ведь обсуждали Марину Михайловну не только между собой, но и во время уроков с детьми. Дети с удовольствием жаловались на Марину Михайловну, зная, что учителя это одобрят. Учителя напрямую ничего плохого не говорили, но дети всё понимали по выражению их лиц. Дети - люди чувствительные. Мы знаем, что человек может выразить своё отношение к кому-то и без слов. Заинтересованность в глазах, кивание, слабая улыбка. Жестикуляция. Хитрое молчание в ответ, когда ученик рассказывает что-то плохое о Марине Михайловне. Учитель, который это слушает, ничего не говорит, не нарушает субординацию, и упрекнуть его не за что. Но дети его отношение прекрасно понимают.

Аня рассказывала, что был в школе даже такой случай. Это происходило на уроке химии. Ребята с эмоциями рассказывали, как Марина Михайловна плохо вела урок, занижала оценки, давала мало времени на самостоятельную работу. Учительница химии даже прервала объяснение новой темы, чтобы всё это внимательно выслушать. А когда ребята закончили, она стала стучать кулаком по доске.

- А что это значит? - с интересом спросили ребята.

- А это значит, что сейчас кто-то пойдёт к доске, - с заговорщическим видом ответила учительница химии.

Дети её поняли и рассмеялись.

И неудивительно, что после этого девочка Даниэла пошла на прямую конфронтацию с Мариной Михайловной и нагрубила ей. С другими учителями она вряд ли бы осмелилась так себя вести.

Меня беспокоило то, что у Марины Михайловны стали портиться отношения с администрацией из-за того, что она поддержала в Аню в самый страшный час. Были жалобы от родителей, что учительница географии Марина Михайловна приняла сторону Ани, а не большинства ребят, как это положено по закону коллектива. Большинство же было против Ани! А Марина Михайловна почему-то поддержала её. Родители попросили директора разобраться с учительницей, которая осмелилась иметь своё собственное мнение вопреки всем.

Из-за этих событий я решила вмешаться в "ход истории" и взять под контроль то, что творится в школе. Нельзя было оставлять Марину Михайловну одну в логове змей. И у меня появилась прекрасная идея.

Продолжение: