Уровень тревожности в последний год в нашем обществе весьма высок. Связано это с проведением специальной военной операции на Украине. Противоборствующая сторона всячески демонстрирует свой смертоносный оскал: то обстреливает наши приграничные территории, то пытается осуществить террористические акты и в глубине России. Поэтому все регионы РФ принимают различные меры для защиты своих территорий. Крым — не исключение.
С апреля 2022 года на приграничных территориях республики (Армянск, Джанкой, Красноперекопск, Джанкойский и Красноперекопский районы), а также на объектах транспорта, ЖКХ и ТЭК, промышленности, водного хозяйства и в медучреждениях действует «жёлтый» уровень террористической опасности. Он предусматривает повышенную бдительность как со стороны населения, так и со стороны ответственных должностных лиц. Это выражается, например, в количестве обходов территорий предприятий, усиленного контроля на пропускных пунктах и прочих действиях. Часто поступающие в различные организации звонки о минировании обязательно отслеживаются, и на всякий случай людей из зданий эвакуируют, несмотря на то, что, как правило, угрозы поступают из Украины и являются ложными. Однако осторожность и бдительность тут никто не отменял. Школы, детские сады, больницы и другие социальные объекты чётко выполняют антитеррористическую программу в плане защищённости своих объектов. Как отмечал сотрудник аппарата Антитеррористической комиссии РК Сергей Томиков, ещё в сентябре, давая комментарии СМИ, учебные заведения Крыма на 100% обеспечены системой экстренного вызова полиции, так называемыми «тревожными кнопками», на 30% профессиональной охраной (сотрудниками частных охранных организаций).
Меры безопасности соблюдаются и на других объектах. Сегодня на железнодорожных вокзалах пассажиры проходят серьёзный досмотр, какой раньше был только в аэропорту.
«Антитеррористическая защищённость должна выполняться и выполняется на всех объектах торговли, транспорта, топливно-энергетического комплекса, объектах Министерства труда и социальной защиты. Сегодня наши религиозные организации тоже должны исполнять требования террористической защищённости», — говорил нашим коллегам С. Томиков.
Камеры видеонаблюдения установлены не только во всех учреждениях образования, в социальных, культурных объектах, на предприятиях и ведомствах, их полно и на улицах. Но одно дело — обычное видеонаблюдение, совсем другое — интеллектуальное.
Такое оборудование разрабатывают и выставляют на рынок крупные холдинги, в том числе и крымские. Так, во время I Крымского республиканского телекоммуникационного форума (КРТФ), который недавно прошёл в Евпатории, директор департамента «Цифровые регионы» интернет-провайдера «Миранда-медиа» Мария Подолько рассказала, что, в отличие от простого видеонаблюдения, которое только фиксирует происходящее, интеллектуальное может предупредить о возможном преступлении.
«Во-первых, когда диспетчер видит огромный визуальный ряд, то есть на мониторах выведены видеоизображения сразу с нескольких объектов, ему практически невозможно удерживать внимание сразу на всём. Он концентрируется на одной картинке, потом на другой, в конечном итоге вообще теряет внимательность. Во-вторых, человек, следящий за мониторами, далеко не всегда может распознать опасность. А интеллектуальная система по заданной программе обнаруживает то, на что надо обратить внимание, и немедленно оповещает об этом», — разъясняет М. Подолько.
Допустим, говорит директор департамента, в системную базу внесена фотография конкретного преступника, и, если умная система обнаружила его в толпе, сразу сработает оповещение и сигнал поступит на пульт управления. Или система «рассмотрела» нечто похожее на взрывное устройство — тоже моментально отреагирует.
«Такую интеллектуальную видеофиксацию установили в местах массового скопления людей в Судаке. Горадминистрация изыскала средства, чтобы максимально обезопасить своих жителей и гостей этого курортного города. Картинка передаётся в Единую диспетчерскую службу, а оттуда, согласно установленным законом требованиям, информация отправляется в соответствующую профильную службу — полицию, пожарную, «скорую» и так далее, где обязаны принять тревожную запись и отреагировать», — объясняет директор департамента «Цифровые регионы».
Можно установить любые настройки, например, распознавание автомобильных номеров. Тогда умная система, объединяющая работу видеокамер и шлагбаумов, будет пропускать автомобили только с определёнными номерами. Параметры видеофиксации могут быть любыми, и их количество огромно — смотря какие задачи поставлены.
В крымской столице ничего подобного нет. Во всяком случае в администрации города ответили, что о такой системе контроля/выявления/предупреждения и не слышали. А вот в других городах Крыма о ней знают. Как отметила М. Подолько, интеллектуальное видеонаблюдение установлено не только в Судаке, но и в Евпатории, Саках и Черноморском.
«Обычные системы видеонаблюдения у нас установлены во многих местах. Но для того, чтобы себя максимально обезопасить (ведь наш регион приграничный), решили за средства района приобрести три аппаратных комплекса с искусственным интеллектом. Эти сложные видеокамеры позволяют идентифицировать лица на расстоянии до 900 метров.
Установили в самых проходных местах: на зданиях районного Дома культуры, загса и на въезде в посёлок. Эта система будет для нас максимально полезна, поскольку охватывает своими чуткими «глазами» большие пространства. Ими просматривается всё вокруг, в том числе и находящаяся поблизости школа», — отметил глава администрации Черноморского района Алексей Михайловский.
Мария Подолько дополнила: «Эти камеры видеонаблюдения распознают лица в профиль и анфас, сверяют их с базами данных розыска, фиксируют любые предметы, попадающие в визуальное поле».
Кстати, приобрёл интеллектуальную систему видеонаблюдения и один из самых посещаемых туристических объектов Крыма — Никитский ботанический сад.
Хочется верить, что подобными системами безопасности в скором времени будут оснащены все населённые пункты и популярные среди туристов достопримечательности полуострова, который по-прежнему остаётся в зоне повышенного риска совершения террористических актов.
Ольга САФРОНОВА.