30 апреля 2021 года власти Берлина заявили, что не восстановят в звании почетного гражданина города гвардии сержанта Масалова Николая Ивановича. Именно с этого человека скульптор Евгений Вучетич создал своюй монумент "Воин-освободитель", что установлен в Трептов-парке. Скульптуру весом в 70 тонн отлили в Ленинграде и доставили в Берлин. Торжественное открытие состоялось 8 мая 1949 года.
На монументе запечатлен советский солдат с мечом в руке. Под ногами у него разломанная свастика, а на другой руке сидит спасенная маленькая девочка. Интересно, что прообразом идеи для создания памятника послужил реальный случай именно в этом районе города, который произошел с сержантом Масаловым Николаем.
Николай Иванович Масалов родился в крестьянской семье 10 декабря 1922 года в деревне Вознесенке Томской губернии. С началом Великой Отечественной войны сражался в рядах минометной батареи 1045-го стрелкового полка в составе 284-й стрелковой дивизии на Брянском фронте на Курском и Воронежском направлении. В сентябре 1942 дивизия была доукомплектована и переброшена под Сталинград. Там Масалов был в первый раз ранен в бою возле Мамаева кургана.
В марте 1943 его дивизия сменила название на 79-ю гвардейскую Краснознаменную дивизию, а полк стал 220-м гвардейским. Дивизия вела бои в районе Варшавы, затем на Кюстринском плацдарме на западном берегу реки Одер. Там Масалов получил награду: орден Славы III степени. Позднее его дивизия приняла участие в Берлинской наступательной операции. Здесь и произошел случай, который увековечен на монументе в Берлине.
Сержант Масалов находился на должности знаменщика дивизии. И за час до начала артиллерийской подготовки принес знамя полка к Ландвер-каналу. Дивизия готовилась начать штурм аэродрома Темпельхоф.
…Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий с отвесными бетонированными берегами канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнём пулеметов. …До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. (Чуйков В. И. Конец третьего рейха. — М.: Советская Россия, 1973)
В наступившем перед бурей затишье слышно было лишь потрескивание огня от уничтожаемых пожаром немецких зданий. И вдруг в этой гнетущей не совсем военной и непривычной тишине раздается детский плач. Через некоторое время плач повторился. На этот раз было слышно, что кричит девочка:
...«Муттер, муттер…»
«Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он» (Чуйков В. И. Конец третьего рейха. — М.: Советская Россия, 1973)
Сержант Масалов полз по асфальту по набережной укрываясь в воронках снарядов. Пробираться по площади около моста было довольно опасно, это пространство простреливалось немецким пулеметом и автоматическими пушками. Тем не менее сержант пересек опасный участок и спрятался за выступом бетонированной стенки канала. Но, чтобы добраться до ребенка нужно было рискнуть:
Тогда гвардеец поднялся во весь рост — высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки… Масалов перекинулся через барьер канала… (Чуйков В. И. Конец третьего рейха. — М.: Советская Россия, 1973)
Бойцы дивизии напряженно ждали. Неизвестно было удалось ли Масалову спасти немецкого ребенка. Тут ударил немецкий пулемет и показался солдат с ребенком на руках. Он лишь кричал своим товарищам:
-Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнём. Пулемёт справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!…
Вслед за бегущим солдатом по району ударила наша артиллерия. Задержись сержант там хоть на минуту и его бы накрыло вместе с вражеским пулеметом и укрывшимися в развалинах эсэсовцами, которые, по-видимому, и стреляли в мать девочки. Мать хотела вынести свою дочь из этого района, но была сражена пулей своих же соотечественников.
Сержант передал девочку санитарам, а сам вернулся в строй. Через несколько дней Берлин был взят. На крыше Рейхстага водрузили красное знамя. Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Сам Масалов благополучно вернулся домой. С 1965 по 1992 года он являлся почетным гражданином города Берлин.
Но в дальнейшем немецкие власти отказались продлевать это "гражданство" мотивировав это тем, что в годы разделения Германии существовало два списка почетных граждан. Но теперь это звание присваивается только деятелям науки и культуры. Немцы отметили, что:
Это не означает, что их заслуги были оспорены... (но) возвращение имени Николая Масалова в список почетных граждан Берлина невозможно... Мужественный поступок солдата Николая Масалова не подлежит сомнению. На мемориальном комплексе в Трептове ему воздвигнут достойный памятник (Из ответа немецких властей на запрос о возвращении звания почетного гражданина Николаю Масалову)
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.