Здравствуйте. Я Рустам Кутлубаев из Sort1.ru.
Магазин запчастей - чемпион по количеству и разнообразию используемых программ. Однако, чем сложнее система, тем запутаннее бизнес-процессы и выше требования к интеллекту сотрудников. Это тот случай, когда количество не переходит в качество, а становится слабым местом, тормозит развитие и грозит устойчивости бизнеса.
Что это за программы и почему их так много?
- наряду с товаро-учётной системой это:
- электронный каталог,
- база кросс-номеров,
- CRM,
- агрегатор поставщиков,
- интернет-магазин,
- логистика.
7 штук!
Если у вас мало покупателей и полно времени, без этих программ можно обойтись - учёт вести в Excel, кроссы искать на сайтах Emex или Exist, а поставщиков просматривать вручную, перебирая их сайты.
Если же покупателей больше десятка в день и оборот выше миллиона в месяц, то придётся-таки завести полноценный складской учёт, как-то подружить с ней базу кроссов, арендовать каталог и поисковик для проценки, а также придумать, как учитывать товар, закупаемый под заказ клиентов. То есть, завести себе, минимум, 4-5 программ из списка. Ну и обучить продавцов пользоваться ими.
Хотя, казалось бы, что сложного, - стандартных операций в любом магазине всего две:
- снять товар с полки и продать розничному покупателю,
- если товара нет, закупить под клиента и выдать, когда поступит на склад.
Но у запчастей есть специфика. В обеих операциях задействован артикул запчасти, и для его подбора нужен каталог. А ещё покупателю надо дать выбор, поэтому нужно предложить более дешёвые аналоги. Для этого уже нужны база кроссов и поисковик для проценки поставщиков. Так и набирается вышеперечисленный набор программ.
Как упростить работу продавцов, а владельцу подбор и обучение персонала?
Решение, как и многое теперь, лежит в IT-плоскости. Напрашивается ОДНА, но всеобъемлющая программа с интуитивно понятной последовательностью действий и функционалом всех указанных программ. Такая, чтобы человек с невыдающимися способностями быстро освоил возможности и начал работать.
Как думаете, какая из программ сгодится в качестве стержня, на который естественно «нанизывается» функционал остальных программ? 1С? Другая учётная система? Правильный ответ - программа для проценки поставщиков! Не всякая, конечно, но об этом чуть ниже.
Судите сами. Любое действие в запчастях начинается с проценки: и продажа покупателю, и закупка на склад, и установка ценников. Во время проценки-же появляются данные, подлежащие учёту: о товаре, поставщике и покупателе. И, если эти данные запомнить, связав друг с другом особым образом, то учёт, считайте, свершился.
Немного нашей истории, чтобы понять, как рождалась лучшая программа для запчастей.
9 лет назад мы возили небольшой ассортимент запчастей из Китая и поставляли в грузовые автопарки. Им, зачастую, требовался чуть больший ассортимент, и нам, в поисках лучших цен, приходилось вручную перелопачивать 10-15 поставщиков. Адский труд, скажу я вам. Хотели поручить какой-нибудь программе, но ни в стране, ни в мире таковой не нашлось. Пришлось с нуля написать простенький поисковик для проценки. На него обнаружился неплохой спрос от магазинов запчастей, в основном легковых, поэтому торговлю запчастями забросили и сосредоточились на продаже поисковика. Назвали Sort1, от слов «перебирать», «сортировать» и «№1».
С 2015 года сотни закупщиков используют наш поисковик и, с их подачи, он пополнился базой кросс-номеров, научился размещать и отслеживать заказы, искать запчасти списком и привязывать товары к покупателям. У нас есть подробная статья, что такое идеальный поисковик, полюбопытствуйте, если будет время.
Довольно скоро пользователи дали обратную связь, - захотели прямо в поисковике учитывать товар на складе с привязкой к заказам клиентов и оплатам. Поскольку многие вели учёт в 1С, решение виделось в простой интеграции с ней. Но, когда углубились в изучение 1С и осознали её невероятную архаичность, отказались от интеграций в принципе. Мы решили, что программа должна быть самодостаточной, многозадачной и гибкой к изменениям. А ещё «кликовой», т.е., с минимальным количеством ручного ввода.
О многозадачности. К обязательному джентльменскому набору: - множественности юрлиц, складов и доступа персонала к информации, было решено добавить:
- историю клиентов,
- учёт хозрасходов,
- управление неснижаемыми остатками,
- борьбу со складским неликвидом и
- умение задавать товарам конкурентные цены. А ещё
- интернет-магазин,
- службу доставки и
- автосервис.
На построение каркаса программы, написание работоспособной версии и проверку на первых потребителях ушло долгих 3 года. Неоценим опыт магазинов, успевших поработать на всех известных софтах и вынашивавших собственный идеал совершенной программы. Нам повезло с такими встретиться, и использовать их идеи. После запуска в коммерческую эксплуатацию они и стали первыми клиентами, число которых в первом же, крайне неблагоприятном для бизнеса 2022 году, приблизилось к первой сотне.
Таким образом, у нас сейчас две программы Sort1.
Те, кто не в силах отказаться от традиционного учёта, используют поисковик. С ним и продавец, и закупщик одним кликом просматривают поставщиков и собственное наличие и, если товара нет, за пару кликов заказывают на лучших условиях.
Другая часть пользователей всю активность магазина ведёт в системе Sort1.pro, не испытывая недостатка в каком-либо функционале. В ней есть подбор артикула, проценка, привязка заказа к клиенту, складской учёт и далее по списку всё то, что нужно для ежедневной работы с автозапчастями.
Мы не считаем Sort1 Pro идеальной программой для запчастей. Но то, что пользователи ежедневно подталкивают нас к своему идеалу, и мы воплощаем их предложения в жизнь, даёт право называть её лучшей программой в запчастях на сегодняшний день.
Нам с вами есть над чем и на чём работать. Присоединяйтесь.