Найти тему
Alterlit Creative Group™

Ксения Комал: С чистого листа

Оглавление

Несмотря на общую нелюбовь к штампам, некоторые мне очень симпатичны. Скажем, принято ассоциировать начало очередного года с началом новой жизненной главы, и я не могу не разделять это ощущение. Да и мастера литературы новому началу придавали большое значение.

Например, Дик Фрэнсис был гением первой строки, первого абзаца, первой страницы.
«Я пошёл по стопам своего брата. Мне перешли в наследство его стол со всеми делами и безделушками, его враги, его лошади и его любовницы. Я унаследовал жизнь своего брата, и это чуть не стоило мне моей собственной».
Так много всего в паре предложений. Как умер его брат? Причастны ли к этому упомянутые враги? Что было его делом? Как можно унаследовать любовь?

Или ещё:
«Эта пуля стала первым шагом к освобождению, но тогда я так не думал. Я подставил себя под выстрел потому, что мне было на всё наплевать. А плевал я на всё потому, что мне было скучно».
Именно из-за такого начала его миры моментально затягивают и уже не отпускают до последней страницы.

А вот замечательный пример из недавно опубликованного романа Антти Туомайнена «Фактор кролика» (издательство «Синдбад»):
«...Как правило, я не управляю парками приключений и уж точно не забиваю людей насмерть гигантскими кроличьими ушами из пластика. Но, как я уже говорил, моя жизнь в последнее время не следует законам теории вероятности».

Честно говоря, я сомневалась, стоит ли влезать в историю, которая представлена как «комедийный криминальный триллер»: от скандинавских авторов обычно ожидаешь чего-то другого. Но первая глава затащила меня в кроличью нору, вот оно — волшебство первого абзаца! И Туомайнен не подвёл: роман необычный, немного дурацкий, но забавный, а главное — герой начинает жизнь с чистого листа.

Что ж, в середине зимы нам всем пора писать первые строки своей новой главы, и я планирую это
делать в хорошей компании. Предлагаю и вам познакомиться с любопытными новинками, которые совсем скоро принесёт (или только-только принёс) новый год:

Январь:

-2

«Код 612. Кто убил Маленького Принца?», Мишель Бюсси («Фантом Пресс»)
Почему интересно: вот это точно буду читать, тут сразу две личности: Мишель Бюсси, который, похоже, не умеет писать плохо, и Антуан де Сент-Экзюпери, автор одной из самых важных книг моего детства.

Сюжет: герои отправляются в путешествие, чтобы выяснить обстоятельства гибели Антуана де Сент-Экзюпери.

-3

«Ни слова больше», Карен М. Макманус («АСТ»)
Почему интересно: новая история от автора романа «Один из нас лжёт». Помню, что впечатление было неплохое, интрига держалась до финала. Других её книг я не читала, так что вполне можно заглянуть.

Сюжет: несколько школьников обнаруживают труп своего учителя, которого, казалось бы, все любили.

-4

«Дом без воспоминаний», Донато Карризи («Азбука-Аттикус»)
Почему интересно: это продолжение романа «Дом голосов». Карризи ближе мне-писателю, а не мне-читателю: задумки у него классные, но не всё доведено до логического завершения. Впрочем, это почти не мешает.

Сюжет: старушка находит в лесу мальчика-подростка, который ничего не говорит. Чтобы выяснить, что с ним стряслось, приходится обратиться к гипнотизёру, и мальчик действительно начинает рассказывать — страшную историю, случившуюся много лет назад.

-5

«Дом с семью головами» и «Смерть на фуникулёре», Тони Бранто («Эксмо»)
Почему интересно: издатели обещают лучшие традиции классического детектива с изрядной долей чёрного юмора и глубоким психологизмом.

Сюжет: в первой истории военный пытается покончить с собой, но его спасают обитатели
ближайшей психушки, которые начинают погибать один за другим, а во второй — женщину находят мёртвой в кабинке фуникулёра, хотя рядом была вся её семья.

Февраль:

-6

«Драма снежной ночи: Роман-расследование о судьбе и уголовном деле Сухово-Кобылина», Владислав Отрошенко («АСТ»)
Почему интересно: до сих пор неизвестно, был ли он причастен.

Сюжет: 9 ноября 1850 года недалеко от Ваганьковского кладбища было найдено тело молодой француженки Луизы Симон-Деманш. Подозреваемого, тридцатитрёхлетнего помещика Александра Васильевича Сухово-Кобылина, тут же задержали: он был любовником убитой, к тому же та прилюдно оскорбила его новую даму сердца — Надежду Нарышкину.
Лично меня в этой истории зацепили два момента. Во-первых, Сухово-Кобылин был состоятельным человеком, он мог просто откупиться, но делать этого не стал — предпочёл семь лет кошмара и запятнанную репутацию. А во-вторых, в 1854 году, находясь под арестом, он написал «Свадьбу Кречинского», навсегда войдя в историю драматургии.

-7

«О дивный тленный мир. Когда смерть — дело жизни», Хейли Кэмпбелл («МИФ»)
Почему интересно: хочется найти подтверждение, что жизнь бесконечна.

Сюжет: автор несколько лет каталась по миру, общаясь с теми, кто выбрал профессию, связанную со смертью (исследовала феномен, так сказать). Помимо всяких похоронных агентов и прочих могильщиков, она работала и с детективом, который расследует убийства.

-8

«Хайд», Крейг Расселл («Рипол-классик»)
Почему интересно: «Аспект дьявола» Расселла читала довольно давно, но до сих пор помню сильное впечатление. Хочу снова поучаствовать в борьбе с абсолютным злом в атмосфере готики.

Сюжет: капитан Хайд умудряется проживать две жизни — в реальности и в мире грёз, куда проваливается из-за странной болезни. Разумеется, случается убийство, которое ему необходимо раскрыть, чтобы не свихнуться окончательно.

Ну и возвращаясь к теме начала новой жизненной главы: тот самый Антуан де Сент-Экзюпери, о котором скоро можно будет прочитать в книге Мишеля Бюсси, продавал автомобили и учился на архитектора. Но страница перевернулась, и он стал лётчиком; перевернулась следующая — и родился «Маленький принц».
Всё просто, надо лишь написать первые слова...

Ксения Комал для портала Альтерлит