Самым известным кораблекрушением в мировой истории по праву считается трагическая гибель трансатлантического лайнера «Титаник», затонувшего после столкновения с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В современном мире сложно найти человека, который не слышал о данной катастрофе. В то же время несправедливо остались забытыми другие жертвы ледяных островов, бороздящих мировой океан.
Ледяные острова
Учитывая тот факт, что мореплавание возникло практически одновременно с появлением современного человечества, логично было бы предположить, что капитаны прошлых тысячелетий не однократно сталкивались с айсбергами во время морских походов. Тем не менее, первым кто зафиксировал данное событие на бумаге, оказался известный мореплаватель Джеймс Кук. Во время своего второго кругосветного плавания в 1772 – 1775 году знаменитый путешественник первым на планете пересек Южный полярный круг, всего около 140 километров не дойдя до берегов Антарктиды. Исследуя воды высоких широт, Джеймс Кук достаточно подробно описал так называемые «плоские айсберги», нареченные им ледяными островами. Впоследствии моряки, бороздящие данные воды, не раз упоминали в своих вахтенных журналах о встречах с айсбергами, многие из которых оказывались для судов роковыми. Хорошо известна запись, сделанная в июне 1803 года моряками английского судна «Леди Гобарт», направлявшегося из Галифакса в Англию. Вблизи Ньюфаундленда корабль столкнулся с айсбергом, чья высота, по словам моряков, в два раза превышала размеры самой высокой мачты судна. В длину же ледяной остров оказался больше полумили. От столкновения с ледяной глыбой «Леди Гобарт» пошло ко дну, однако команда корабля в полном составе успела пересесть в шлюпки и спастись. Следующая роковая встреча с айсбергом состоялась в мае 1829 года. На этот раз ледяной остров потопил французское судно с красивым именем «Натали». Из 75 человек, находившихся на судне, спастись сумели лишь 17 счастливчиков.
Предшественники «Титаника»
Описывать гибель «Титаника» - самого шикарного, считавшегося непотопляемым трансатлантического лайнера начала XX века, смысла нет. О его гибели написаны десятки книги и тысячи научно-популярных статей. В то же время удивляет беспечность капитана и команды «Титаника», которые отлично знали, что на маршруте, по которому следует лайнер, от встречи с айсбергами погибло немало кораблей. Первой официальной жертвой айсберга на данном направлении стало судно «Мария», затонувшее в мае 1849 года. Причиной гибели корабля следовавшего из ирландского Лимерика в канадский Квебек стало столкновение с ледяным островом унесшее жизни 109 пассажиров и членов экипажа. Выжить смогли лишь 13 человек. Следующая трагедия на пути следования из Старого в Новый свет произошла спустя семь лет в январе 1856 года. Пароход «Пасифик» совершавший плавание из Ливерпуля в Нью-Йорк неожиданно пропал, не успев подать даже сигнала бедствия. Без вести пропавшими оказались 186 членов экипажа и пассажиров судна. О том, что на самом деле произошло с пароходом, мировая общественность узнала лишь спустя пять лет в 1861 году, благодаря удивительному происшествию, которое могло бы лечь в основу остросюжетного романа. На морской берег оказалась выброшена запечатанная бутылка с находившейся внутри запиской. В тексте необычного послания сообщалось о том, что «Пасифик» следовавший из Ливерпуля в Нью-Йорк столкнулся с айсбергом и затонул. Автор записки, которым оказался капитан корабля по фамилии Грэм, утверждал, что добраться до большой земли у выживших пассажиров и членов экипажа, надежды нет никакой. В своей записке капитан просил оповестить о случившимся родственников находившихся на «Пасифике» людей. При этом необходимо отметить, что потерпевший крушение пароход, также как впоследствии и «Титаник» являлся самым быстрым судном, курсировавшим между Европой и Северной Америкой. В том же 1856 году от столкновения с айсбергом пошел ко дну лайнер «Джон Ратледж». Выжил только один человек.
Все на борьбу с айсбергами
Учитывая огромный пассажиропоток из Старого в Новый свет, после громкой гибели «Титаника» в 1912 году, владельцы судоходных компаний задумались о том, как избавить свои суда от роковых встреч с ледяными островами. Для этой цели было решено использовать беспроводной телеграф. Капитаны судов должны были информировать другие корабли о наблюдении и направлении движения, встреченных ими на своем пути айсбергов. При этом необходимо отметить, что подобные устройства применялись на трансатлантических лайнерах и раньше, начиная с 1900 года. Однако до трагической истории с «Титаником» также имевшего беспроводной телеграф, подобной информации не уделяли должного внимания. После событий 1912 года в Лондоне состоялась масштабная конференция, на которой рассматривался вопрос о том, как обезопасить суда от неожиданных встреч с айсбергами. Итогом громкого мероприятия стало появление Конвенции об охране человеческой жизни на море, подписанной представителями всех морских держав планеты, включая Российскую империю. Однако разразившаяся Первая Мировая война помешала воплощению ее положений в жизнь. Только после окончания боевых действий в Северной Атлантике начал активную деятельность Международный ледовый патруль, осуществляемый береговой охраной США. В его непосредственные задачи входила разведка и оповещение судов о перемещении айсбергов в Атлантическом океане. Работа ледового патруля значительно сократила число столкновений кораблей с ледяными островами. Данные профилактические работы проводятся и в наши дни. В частности, сегодня за перемещением айсбергов ведется наблюдение из космоса с помощью спутников Европейского космического агентства и НАСА.
Столкновения неизбежны
К сожалению, ни в прошлом веке, ни в наши дни полностью избежать столкновения с айсбергами не представляется возможным. От удара ледяного острова, как показала практика, не спасут даже бронированные борта корабля. История, будто под копирку, повторяющая произошедший с «Титаником» инцидент, произошла 30 января 1959 года. Бронированный сухогруз «Ханс Хедтофт», предназначенный для перевозки стратегических и военных грузов, следовал из Юлиансхоба в Гренландии в направлении Копенгагена. Корабль был оснащен высококлассными навигационными приборами, включая радар для обнаружения айсбергов. Увы. Даже столь серьезная защита и управление судном опытным капитаном Раусом Рассмуссеном не спасли судно от столкновения с айсбергом. На корабле кроме груза, замороженной рыбы находилось 55 пассажиров и 40 членов экипажа. Спастись не удалось никому. Около шести часов вечера с сухогруза поступило уведомление о столкновении с айсбергом, а спустя три часа последовало короткое сообщение «Идем ко дну». Когда к месту катастрофы подошли спасательные суда, было уже поздно. Семь суток моряки тщетно искали в морской воде хоть одного выжившего пассажира или члена экипажа. Самое невероятное, что от столкновения с айсбергами на застрахованы даже современные подводные лодки, на которых установлено штатное оборудование, оповещающее о приближении ледяных островов. В 2015 году английская субмарина налетела на подводную часть крупного айсберга. В результате удара подводная лодка получила вмятину и дыру в боку диаметром около двух метров. К счастью в этот раз обошлось без человеческих жертв. Самое печальное, что ни космическая разведка, ни работа современных радиолокаторов не позволяют выявить все потенциально опасные для судоходства айсберги. Последнее серьезное столкновение с ледяным островом произошло в XXI веке. В 2007 году морской туристический круизный лайнер «Эксплорер», специально изготовленный для проведения круизов в высоких широтах, вышел из порта Ушуая на юге Аргентины, направившись в сторону Антарктиды. На борту находилось 100 пассажиров и 54 члена экипажа. Круиз продлился недолго. Неподалеку от Южных Шетландских островов судно столкнулось с подводной частью айсберга, после чего затонуло. Возникает закономерный вопрос, можно ли в первой четверти XXI века быть уверенными, что в Атлантике или высоких широтах планеты корабль не столкнется с айсбергом. К сожалению подобной гарантии, дать не сможет никто. По данным ученых основная масса айсбергов образуется в северной части Атлантического океана вблизи ледников Канадского архипелага, Гренландии, Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. Затем под воздействием северо-западных ветров и течений ледяные острова дрейфуют в сторону Ньюфаундлендского острова. Мыс Рас разделяет их движение на три потока, направляя на юго-запад, на юг, и по Гольфстриму. Отдельные айсберги способны добираться даже до Азорских островов, пройдя через весь океан. В данной ситуации мнительным пассажирам, опасающимся повторить судьбу пассажиров «Титаника» и множества других судов, оказавшихся жертвами айсбергов, для путешествия рекомендуется выбрать более быстрые, безопасные и дешевые самолеты.
Дмитрий Соколов