Найти в Дзене

Может ли заказчик в госзакупках не указывать марку товара в 1-й части по 44/223-ФЗ?

И что стоит учесть поставщикам?

Начнем с того, что одна из целей 44-ФЗ — позволить участвовать в закупках как можно большему числу компаний. Поэтому заказчики не могут указывать к товарам требования, ограничивающие число потенциальных исполнителей.

Например, одним из ограничений может быть определенный товарный знак. В этой связи его нельзя указывать без такой формулировки, как «или эквивалент». Данный маневр даст участникам возможность поставить товар с характеристиками, которые требует заказчик, но от другого производителя.

Правда, бывают исключения, когда заказчик вправе запросить конкретную марку товара (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ):

  • товары других марок несовместимы с оборудованием (как вариант, закупка лицензий для компьютерных программ);
  • расходные материалы для техники (оригинальные картриджи к принтерам, запчасти для медицинской техники и т. д.).

Кроме того, заказчики должны в описании использовать формулировку «или эквивалент» (п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ). Но и здесь есть исключения. Заказчик может не дать поставщикам возможность поставить аналог, когда закупает:

  • товары, которые нужны для взаимодействия с имеющейся продукцией (при этом другие с ней несовместимы);
  • запчасти и расходники к имеющемуся оборудованию;
  • товары для выполнения условий госзакупок по 44-ФЗ или других договоров, в том числе международных.

И в заключение… Если заказчик в описании указал «или эквивалент», придерживайтесь этих рекомендаций: 

  • Если вы готовы предложить марку, которую описал заказчик, не дублируйте в заявке все технические характеристики — достаточно просто согласия поставить товар (п. 1 ч. 3 ст. 66 44-ФЗ).
  • Если планируете заменить товар аналогом, укажите все показатели и страну его происхождения, также можно указать товарный знак.

Таким образом, если не рассматривать исключения, заказчик обычно либо не указывает марку товара, либо просто пишет «или эквивалент».