И что стоит учесть поставщикам?
Начнем с того, что одна из целей 44-ФЗ — позволить участвовать в закупках как можно большему числу компаний. Поэтому заказчики не могут указывать к товарам требования, ограничивающие число потенциальных исполнителей.
Например, одним из ограничений может быть определенный товарный знак. В этой связи его нельзя указывать без такой формулировки, как «или эквивалент». Данный маневр даст участникам возможность поставить товар с характеристиками, которые требует заказчик, но от другого производителя.
Правда, бывают исключения, когда заказчик вправе запросить конкретную марку товара (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ):
- товары других марок несовместимы с оборудованием (как вариант, закупка лицензий для компьютерных программ);
- расходные материалы для техники (оригинальные картриджи к принтерам, запчасти для медицинской техники и т. д.).
Кроме того, заказчики должны в описании использовать формулировку «или эквивалент» (п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ). Но и здесь есть исключения. Заказчик может не дать поставщикам возможность поставить аналог, когда закупает:
- товары, которые нужны для взаимодействия с имеющейся продукцией (при этом другие с ней несовместимы);
- запчасти и расходники к имеющемуся оборудованию;
- товары для выполнения условий госзакупок по 44-ФЗ или других договоров, в том числе международных.
И в заключение… Если заказчик в описании указал «или эквивалент», придерживайтесь этих рекомендаций:
- Если вы готовы предложить марку, которую описал заказчик, не дублируйте в заявке все технические характеристики — достаточно просто согласия поставить товар (п. 1 ч. 3 ст. 66 44-ФЗ).
- Если планируете заменить товар аналогом, укажите все показатели и страну его происхождения, также можно указать товарный знак.
Таким образом, если не рассматривать исключения, заказчик обычно либо не указывает марку товара, либо просто пишет «или эквивалент».