Найти в Дзене
Ведомости НСО

33 квадрата Владлена Бирюкова

Он мечтал о флоте, был популярным артистом и всегда оставался верен Новосибирску — в Бердске работает маленький музей Владлена Бирюкова.

Яков Алейников в «Вечном зове» и старый шкипер в «Гордом варяге» — между этими ролями в кино целая жизнь артиста. Зрительской любви Владлену Бирюкову было не занимать, особенно его героев любили женщины — статный, красивый, к тому же военный. И всё-таки судьба его не баловала. Как мальчишка из сибирского села стал известным на всю страну артистом и почему вернулся в Бердск — об этом рассказывает музей «Театр Бирюкова» в Бердске.

-2

«Маленький музей с большой душой» — гласит табличка на входе, и это совершенно точно передаёт атмосферу музея «Театр Бирюкова» на улице Кирова, 1 в городе Бердске. Открылся музей 2 сентября 2016 года — в день памяти народного артиста России Владлена Егоровича Бирюкова. В этот день Бердск отмечал своё 300-летие и радовался новому музею, посвящённому любимому артисту. Здесь уже на входе можно отметить сходство с театром «Красный факел», которому артист посвятил свою жизнь.

-3

Музей устроен, как театр, отдельными сценами. И в этой первой сцене — самое начало жизни, детство. Родился Владлен Бирюков 7 марта 1942 года в посёлке Никоново Маслянинского района Новосибирской области. В семье уже было два сына. Детство Владлена было сиротским, как у многих детей военной поры. Отец погиб, так и не увидев своего младшего сына, который родился после его ухода на фронт. Мать растила сыновей одна. В 1949 году Раиса Фёдоровна приняла решение переехать в Бердск, где у неё жил брат. Они загрузили домашний скарб в телегу, запрягли её коровой и отправились в путь.

-4

Мальчик на фото в центре — будущий народный артист и любимец публики Владлен Бирюков. Слева от него — мама Раиса Фёдоровна, справа — дядя Николай, сверху — средний брат Павел и двоюродный брат Владимир. 10 июля 1949 года. Владлен тогда, по дороге в город, впервые увидел поезд. Жизнь готовила ему ещё много открытий. Мама устроилась на радиозавод, как семья погибшего фронтовика они получили жильё в бараке — целых две комнаты. Здесь Владлен пошёл в первый класс. А после окончания школы №10 устроился на радиозавод, правда, работал меньше года. И, кажется, ничто не предвещало театральной судьбы, разве что особый интерес к передаче на радио «Театр у микрофона».

-5

Творческая натура в нём открылась с неожиданно. Владлен поступил в культпросветшколу, а на мамины недоумённые вопросы ответил: «После окончания мы вернёмся в наше Никоново, я смогу стать директором клуба и обеспечить тебя». Но это было только начало. Как-то Владлен с товарищем гуляли по Новосибирску и увидели плакат: школа-студия МХАТ набирает курс для подготовки актёров для дальнейшей работы во вновь создаваемых целинных театрах. На дворе — 1961-й. Товарищ предложил попробовать поступить на спор, на кону стоял велосипед. Характер у Владлена с детства был решительный, взрывной. Сдал все экзамены в школу-студию МХАТ, но вышел к ним профессор и, оценив контингент, заметил: мы приехали из Москвы в Сибирь, думали тут талантов тьма, а выбирать-то не из кого. И Бирюков не выдержал — встал и пошёл к выходу с твёрдым намерением забрать документы. «На этих экзаменах присутствовала Софья Болеславовна Сороко, первый директор Новосибирского театрального училища. Она подошла к Владлену и сказала: «Не нужно забирать документы, вы принимаетесь в театральное училище без экзаменов». А потом сама приехала в Бердск, нашла его здесь и убедила пойти учиться. «Так мы не потеряли артиста. Хотя мама отходила его верёвкой, когда узнала про тот самый спор», — рассказывает экскурсовод музея «Театр Бирюкова» Ольга Русакова.

-6

Училище он окончил с отличием в 1966 году и был принят на службу в Театр юного зрителя, один из самых посещаемых в Новосибирске. Про это время сам Владлен Егорович писал: «За те пять лет моей работы сыграл я столько овощей, что если б захотел, то без заботы сварил бы чан добротных щей…». На центральном фото — Владлен Бирюков в образе Васьки Пепла в спектакле по пьесе «На дне» Горького. Этот образ ему так удался, что польский журналист, бывший на спектакле в ТЮЗе, разместил это фото в польском журнале с подписью: «Запомните это лицо, за ним большое будущее».

-7

В 1971 году Владлен Бирюков и ещё несколько молодых актёров из ТЮЗа перешли в драматический театр «Красный факел». В экспозиции музея эта часть, точнее, сцена, называется «Творческий путь. Я работал без оглядки на успех». Со сценой «Красного факела» связана вся дальнейшая жизнь артиста — 33 года, более 100 ролей, уважение коллег и неизменная любовь зрителей.

-8

На театральном занавесе — фото из спектакля «Ревизор», где Владлен Егорович играл Городничего. Одна из его последних ролей. По воспоминаниям сослуживцев, когда он играл, все затихали, слушали его. А он хулиганил — в классический текст Гоголя вплетал фамилии современных правителей города. Кстати, в музее есть копия мундира и головного убора Городничего, в которых посетители могут сфотографироваться.

-9

Пик популярности актёра пришёлся на 1970–1980 годы, известным он был не только в нашей стране, но и за её пределами. В фильмографии Владлена Бирюкова больше десяти фильмов — «Вечный зов» (за роль Якова Алейникова он получил Государственную премию РСФСР), «Быть братом», «Молодая жена», «У меня всё нормально», «Тайное голосование», «Приказ: огонь не открывать», «Приказ: перейти границу» (Госпремия РСФСР за роль Павла Тихонова), «Парашютисты», «Хлеб — имя существительное», «Овен», «Гордый варяг».

-10

Первой заметной работой Владлена Бирюкова в кино стал «Горячий снег» по роману Юрия Бондарева, производством которого на «Мосфильме» руководил режиссёр Гавриил Егиазаров. Картину о Сталинградской битве снимали в 1971–1972 годах под Новосибирском, на полигоне Шилово, в массовых и батальных сценах были заняты солдаты-срочники, а Сибирский военный округ снабжал киноплощадку техникой. И хотя роль старшины Скорика совсем небольшая, но именно после этого фильма Владлена Бирюкова заметили и стали приглашать в другие картины.

-11

Его потрясающий актёрский дар открылся во время съёмок «Вечного зова». А началось всё с гастролей «Красного факела» в Уфе, где в Дуванском районе уже начались съёмки масштабной киноэпопеи по роману Анатолия Иванова. Однако никак не могли найти актёра на роль Якова Алейникова — пламенного революционера, чекиста. На эту роль пробовались Вячеслав Тихонов, Станислав Любшин — у них уже были военные роли, но тут нужен был особый характер. Режиссёр Владимир Краснопольский увидел Бирюкова в спектакле «Валентин и Валентина» в роли капитана Гусева и понял, что это тот самый Алейников. Не дожидаясь окончания спектакля, режиссёр нашёл артиста в гримёрке и предложил сниматься. На что Бирюков дерзко ответил: «Вы предлагаете, а потом исчезаете, как тени в полдень…». Он не сразу понял, что перед ним стоит один из режиссёров легендарной эпопеи «Тени исчезают в полдень».

-12

Седые усы — реквизит из фильма «Вечный зов», их накладывали Бирюкову в эпизодах с Алейниковым в старшем возрасте, съёмки телесериала продолжались больше 10 лет. Усы молодого Яшки Алейникова хранятся в семье дочери — Надежды Зварыкиной. Она с сыновьями Андреем и Александром приезжала в Бердск в прошлом году на 80-летие отца и была приятно удивлена музеем, качеством экспозиции и тем, как в родном городе помнят Владлена Бирюкова.

-13

Экскурсовод Ольга Русакова проводит нас по экспозиции, раскручивая клубок непростой судьбы артиста. Особенно хорошо Владлену Бирюкову удавались роли военных, возможно, он представлял своего отца, погибшего на фронте. Фильм «Молодая жена» — единственная лирическая роль. По воспоминаниям актрисы Анны Каменковой, Владлен Егорович и не играл вовсе, таким органичным он был в кадре. А последний фильм — «Гордый варяг» — снимался всего за год до смерти актёра, в 2004 году. «Это дипломная работа выпускника ВГИКа Александра Трофимкина, фильм снимался у нас на Бердском заливе, его можно найти в интернете. А тельняшка была подарена Владлену Егоровичу на одной из встреч в МВД», — говорит Ольга Алексеевна.

-14

Костюмы и трость из спектакля «Привет, Долли, или Хорошо проведённый день», в котором Владлен Бирюков играл миллионера Горация Вандергельдера. «Театр Бирюкова» — единственный в Новосибирской области мемориальный музей актёра. Это структурное подразделение Бердского историко-художественного музея. А начиналось всё с этой выставки в память о любимом актёре. Владлен Егорович ушёл из жизни в 2005 году, а через некоторое время вторая жена, вдова актёра Татьяна Фирсова передала в муниципальный музей его личный фонд.

-15

Музей хорош не только своим убранством, но и интерактивными включениями. Небольшой экран показывает фрагменты из спектаклей и фильмов с участием Владлена Бирюкова. Устраиваются и коллективные просмотры. Целая серия видеовоспоминаний людей, которые работали с артистом, доступна по куар-кодам — народные артисты Иван Ромашко и Галина Алёхина, ведущие артисты «Красного факела», среди которых Ирина Кривонос и Татьяна Классина.

-16

Редкая возможность побывать дома у большого артиста. Личные вещи и атрибуты советского быта. Владлен Егорович, как сказали бы тогда, был рукастым. Мог смастерить кастрюлю-кипятильник — в гастролях вещь необходимая, ведь он 25 лет провёл в поездках и перелётах! Занимался и более тонкой работой — резьбой по дереву, чеканкой, даже оклады икон делал. К примеру, вот эта рука из дерева — его работа.

-17

Приёмник «Вега» производства Бердского радиозавода — такие были чуть ли не в каждой бердской семье и во многих других по всему Советскому Союзу. Салфетка вышита руками мамы, есть здесь и экспонат, в вышивании которого принимал участие Владлен. Раиса Фёдоровна привлекала сына-непоседу, чтобы воспитать усидчивость, но, судя по своевольным поступкам, это не всегда работало. На небольшом фото — дом-музей в Никоново, который создали на общественных началах жители села в 2015 году. Музей «Театр Бирюкова» дружит с домом-музеем в Никоново и даже разработал туристический маршрут по местам Владлена Бирюкова: Никоново — Бердск — Новосибирск.

-18

Интересно, что музей стал не просто экспозицией, а чем-то вроде школы жизни. Говорят, некоторые посетители после экскурсии принимают решения, на которые никак не могли отважиться.

-19

Для детей здесь свои рассказы и сказки — особенно внимательно слушают они Лиску-закулиску. Этот тифломаркер считывает информацию со стикеров, они здесь повсюду. Можно услышать и голос Владлена Егоровича, читавшего сказки на радио. «Кроме экскурсий, здесь очень много проектов для разных возрастов — от старшей группы детсада до 60+. Это и посвящения театру, и встречи с ведущими артистами, и “Детский клуб доброты”, и игры “Что? Где? Когда?”, — рассказывает Марина Янеева, заведующая отделом развития Бердского историко-художественного музея. — А самый большой проект — “33 квадрата”. Это областной конкурс на детскую театральную премию Владлена Бирюкова. Проводится он в сотрудничестве с новосибирским Союзом театральных деятелей и при поддержке министерства культуры Новосибирской области».

-20

В пору всесоюзной популярности Владлена Бирюкова звали переехать и в Москву, и в Ленинград, и в Одессу — но, несмотря на юношескую мечту стать морским офицером и службу в армии в этих местах, уехать к Чёрному морю он так и не захотел. Называл себя посконным сибиряком и говорил: «Родина моя здесь, я как дерево — если отрезать от корней, то дерево просто засохнет. Так и я без своей Сибири — просто засохну». По завещанию артиста похоронили его в Бердске, рядом с любимой мамой. И памятник у них один на двоих — две плиты, объединённые силуэтом православного креста.

Уходя из музея «Театр Бирюкова», не забудьте заглянуть в зеркало, которое когда-то стояло в артистическом фойе «Красного факела» — настоящее Зазеркалье. Артисты смотрелись в него, чтобы получить желаемую роль. Загадайте желание — и оно обязательно сбудется.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА