Продолжу знакомить уважаемых читателей с примечательными, на мой взгляд, награждениями бойцов из приказа № 5/н от 28 января 1944 года по 39 гвардейской танковой бригаде.
Гвардии рядовой Давлят Мухомедзянов 1909 года рождения, на фронте он с апреля 1943 года, начинал воевать на Северо-Западном фронте, был ранен, беспартийный, его должность в преамбуле наградного листа указана, как "номер противотанкового ружья роты ПТР". То есть, после ранения и, видимо, из запасного полка Давлят попал в 39-ю гв. танковую бригаду, в роту ПТР.
Суть его подвига изложена в одной фразе. "ЛИЧНОЙ инициативой достиг траншеи, забросал её гранатами, при этом уничтожил до 10 солдат и офицеров противника". Слово "личной" заглавными буквами выделил я, каюсь... Но мне оно представляется в данном предложении ключевым. И не важно, сколько на самом деле врагов было уничтожено в результате действий отважного обойца - 6 или 9... Представлен и награжден был этот боец медалью "За Отвагу", именно за инициативное проявление своего мужества. Ведь он мог эту свою инициативу и не проявить в том бою, просто исправно выполняя обязанности "номера ПТР", перетаскивая сумки с патронами, перезаряжая ружьё, окапываясь на новых позициях и т.п.
А было ему на момент совершения своего подвига 34 года. То есть действовал он вполне осознанно, расчётливо, не под влиянием "мальчишеской удали".
И ещё одно замечание по этому поводу. Противник в своих окопах обычно "кучками не сидел". Пулемёта на этом месте у противника, по всему видать, не было. Иначе его бы было проще уничтожить огнём из ПТР. Поэтому мне представляется, что гранаты, которыми воспользовался смелый и расчётливый бронебойщик, были противотанковыми. И было их, по крайней мере, две. И взорвались они точно в траншее противника. Иначе бы от их взрывов мог пострадать сам гранатометатель...
В дополнении к сказанному выше могу лишь ещё раз обратить внимание уважаемых читателей, что придумывать такие боевые эпизоды, для того, чтобы на их основе наградить рядового бойца медалью за проявленное мужество на поле боя, не было, на мой взгляд, никакой необходимости...
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
"Некукурузник" резко пошёл вниз с разворотом влево. У Степки в желудке образовалась "яма", которая стремилась вырваться наружу. В это мгновение он вспомнил как перед полётом Виктор с девушкой-пилотом обсуждали тему парашютов. Их было всего два упакованных, а третий белел рядом на земле бесформенным пятном. Что-то в нем оказалось неисправно. И третьего исправного парашюта по какой-то неизвестной причине ночью было никак не возможно получить. Пилот предлагала надеть парашюты обоим пассажирам, а самой полететь без него. Виктор отнекивался по причине того, что с парашютами всё равно надо "если что" уметь обращаться и галантно уступал один из них летчице. При этом он ещё и пытался шутить:
- Мы - "сапоги", вашим воздушным изыскам не обучены, а молодой у меня вообще "пиджак". И полёт у него будет первый...
И вообще, как тогда показалось Степке, старший лейтенант вел себя с пилотом, как со старой доброй знакомой, стараясь при этом за ней "приударить", но так, чтобы никто из окружающих этого не заметил. Девушка не позволяла себе даже улыбнуться, стараясь отвечать на реплики своего собедника строго и коротко. В результате короткой и эмоциональной дискуссии, в которой Степка принял участие в качестве молчаливого слушателя, оба парашюта остались темнеть небольшой горкой на пожухлой траве рядом со стоянкой "некукурузника". Виктор, как тогда показалось Степке, не прочь был ещё подискуссировать на какую-нибудь отвлечённую тему, но прибежал какой-то строгий капитан и закричал, что нужно вылетать скорей, а то прогноз по маршруту ухудшается и какой-то "фронт" приближается с юга.
Сейчас пилот в передней кабине что-то стала бубнить в рацию. Степкина кабина располагалась сразу за кабиной летчицы. Из задней кабины раздался голос Виктора. Голос громко и фальшивя исполнял "Вихри враждебные...". Потом сзади раздались несколько выстрелов из ТТ. Старший лейтенант старался изо всех сил напугать противника и приободрить своих сторонников.
Вторая очередь, выпущенная ночным воздушным охотником за лёгкими целями, прошла совсем близко над верхним крылом биплана. Степка, справившись с "ямой" в желудке, посмотрел из кабины вниз. Лес стремительно приближался и "ускорялся" одновременно. Сзади и сверху стал опять нарастать гул вражеских моторов, отвлекая внимание от стремительно приближающегося леса. Немецкий самолёт пошёл на разворот с набором высоты. Теперь перед Степкиным взором на мгновение мелькнули обе хвостовые балки и "усы"-штыри носовой антенны вражеского ночного истребителя.
"Некукурузник" снизился так низко, что Степке стало казаться, что вершины деревьев могут задесь самолётные колёса или как они там правильно назывались. Немецкий самолёт атаковал в третий раз и снова сверху и сзади. Теперь от стрелял из пушек. Один или два снаряда попали в верхнее крыло и в хвостовую часть "некукурузника". Биплан тряхнуло так сильно, что Степка громко сказал "ой". После этой встряски мотор стал работать с хорошо слышимыми перебоями.
Пилот на мгновение повернулась назад и воздушный пассажир, совершавший свой первый полёт, услышал крик:
- Приготовьтесь к вынужденной!..
Степка не знал, как нужно пассажиру воздушного судна готовиться к вынужденной пасадке, но на всякий случай вцепился обеими руками в стенки кабины и поставил ноги на свой фибровый чемодан. До этого он оглянулся к Виктору и прокричал те же самые слова. В последний момент Степка ещё догадался снять с глаз лётные очки, сдвинув их вверх на лоб. После этого он зачем-то посмотрел на свои "капитанские" часы.
"Некукурузник" снова развернулся, так круто наклонившись "на крыло", что Степке показалось, что он буквально повис на ремнях, которые крест на крест пересекали его грудь и живот. Серху и сзади прозвучала ещё одна пулемётная очередь. На перкали правого нижнего крыла образовались несколько дырочек. Биплан опять резко пошел вниз, потом выправился, потом опять "клюнул носом". Потом к удивлению Степки он перестал слышать звук мотора "некукурузника". Он опять взглянул на свои часы, на мгновение оторвав правую руку, сжимавшую край борта фюзеляжа. С прошлого раза, когда ему захотелось узнать "текущее время", прошло шесть секунд.
Посадка на лесной опушке получилась довольно жёсткой. Правая стойка самолётного колеса, видимо ударившись о какой-то пень или камень, отвалилась, "некукурузник" после этого стало крутить по спирали. В качестве тормоза при этом использовался уже только край правого нижнего крыла. Со своей задачей "тормоз" справился, но оказался в некотором смысле одноразовым. Правое нижнее крыло в итоге сломалось и повисло на обрывках перкали.
Степка во время этого "кружения по опушке" пару раз стукнулся плечами и головой о борта кабины, но летный шлем и драповое пальто немного смягчили эти удары. Сзади вскрикнул Виктор. Библан, превратившись по ходу дела в полутораплан, прекратил в конце концов свои вращательно-поступательные движения на земле, уперевшись винтом в какой-то большой куст. В кабине пилота было тихо. Сзади завозился Виктор. А Степка всё никак не мог "отстегнуться от ремней". Чтобы получить опять свободу движений, пришлось использовать "финку".
Виктору удалось первому выбраться из своей кабины и оказаться на земле. Он перед полётом отказался от шлема, оставшись в своей форменной фуражке, только опустив её ремешок с околыша на подбородок. Летные очки он при такой посадке не снял и теперь вытаскивал из лба осколки одного из разбившихся стекол. Кровь, текущая из нескольких глубоких ссадин и порезов на лбу, заливала ему глаза. Он ругался и стонал одновременно.
Степка ещё оставаясь в кабине, нащупал ногами свой чемодан, оказавшийся под сидением, изловчился и достал из него запасную нижнюю рубаху. При изготовлении из рубахи бинтов тоже пригодилась "финка". Тем временем Виктор достал из кабины тело девушки пилота. Она слабо застонала, когда старший лейтенант положил её на мох под кустом.
Степка уже стоял с импровизированными бинтами на готове и настоял на том, что сначала перевязать нужно старшего лейтенанта. До обоих пассажиров неудачного рейса донесся из ночного неба продолжающийся треск пулемётных очередей и гул моторов. Воздушный бой наверху ещё не собирался заканчиваться.
Когда первая перевязка Степкой была закончена, девушка на земле зашевелилась. Оба смершевца приступили к оказанию ей первой помощи. Беглый осмотр показал, что у нее простреляно правое плечо навылет. Пришлось приснять с раненой летный комбинезон до пояса, а гимнастёрку и нижнюю рубаху просто разрезать в нужных местах. Пуля вошла со спины чуть выше и правее лопатки. Выходное отверстие на груди кровоточило значительно больше. В ход пошли уже и бинты из бортовой аптечки. Во время перевязки девушка, возможно не до конца придя в себя, сильно мешала новоявленным санитарам, пытаясь прикрыть грудь руками. Уговоры и даже окрики не помогали. В конце концов Степка стал держать девушку за руки, а Виктор смог тогда закончить перевязку и зафиксировать правую руку раненой, привязав ее к туловищу.
Натянули летный комбинезон обратно. Отдышались, попили все трое воды из одной фляжки. В пилотской кабине Виктор нашел ещё начатую плитку шоколада и ракетницу с двумя ракетами.
"Военный совет" был коротким и прошел по девизом "что делать?". Вопрос "кто виноват?" на повестку дня не выносился. С ответом на этот вопрос ни у кого из присутствующих сомнений не возникло. Первый пункт "повестки дня" назывался "окончательное знакомство". Два часа назад на аэродроме старший лейтенант, представляя Степку пилоту, назвал только его имя. В ответ пилот только козырнула и ответила:
- Лейтенант Бородюк.
Теперь выяснилось, что девушку-пилота, которая раненой всё-таки сумела мастерски посадить свой "некукурузник" на лесную опушку, зовут Настей. В ходе прений, посвящённых рассмотрению второго и основного вопроса, выяснилось (для этого Виктор опять слазил в пилотную кабину), что самолётная рация вышла из строя. По расчётам Насти (Виктор отнёсся к этим расчётам весьма скептически) их должны будут начать искать сразу после наступлении рассвета, то есть часа через два-три. Судя по важности её пассажиров и названию ведомства, к которому они принадлежат (Виктор при этом неопределённо хмыкнул, а Степка скромно потупился), вылетят на их поиск не меньше, чем звеном. Им нужно будет только "оставаться на месте" и услышав, приближающийся звук авиационного мотора, пустить вовремя сигнальную ракету.
Виктор придерживался той позиции, что "нужно скорее самим выйти к людям". Аргументами у него служили усиливающуюся бледность девичьего лица (это было правдой, кровотечение перевязкой полностью остановить не удалось) и готовность нести "всю дорогу" девушку-пилота на руках. Степка сомневался, что бродить по лесу с раненым ночью, будет правильно, но на своём мнении не сильно настаивал. Решение приняли большинством голосом при одном вооздержавшемся. Виктор отправился "в ближнюю разведку по округе". До этого они укутали Настю, которую начал бить озноб, шинелью и пальто.
Степка вооружился пилотским ТТ, а старший лейтенант проверил свой такой же пистолет и скрылся в темноте. Запасной обоймы в кобуре пилота не оказалось. Вместо неё в кармашек для запасной обоймы был вставлен тюбик помады. Увидев этот "парфюмерный инструмент", Виктор только крякнул. Но Настя на это уже никак не отреагировала, впав в полузабытьё.
В ночном небе где-то над их головами опять загудело и протрещала очередь. Сразу после этого чуть к западу в промежутке между сгущаюшихся туч возник всполох пламени и через положенное время, за которое звук преодолел отведённое ему до ушей слушателей на земле расстояние, донесся звук взрыва или очень сильного удара.
Стал накрапывать холодный и очень мелкий и частый дождик, который в народе называют морось.
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.