Найти в Дзене
МИР ТЕХНОЛОГИЙ

Метавселенная уже в пути: Facebook, Microsoft и множество других компаний пытаются определить будущее Интернета

Вы, наверное, слышали шумиху: Метавселенная изменит ваш образ жизни.

Видение следующего шага в эволюции Интернета следующее - метавселенная или цифровые миры, в которых люди будут собираться, чтобы работать, играть и тусоваться. Некоторые из этих онлайн-пространств будут представлять собой захватывающий 3D-опыт, и для их просмотра потребуются модные очки. Другие будут воспроизводиться на экране компьютера.

Циклы технической шумихи приходят и уходят. И Метавселенная может исчезнуть еще до того, как будет реализована. Однако пока интерес продолжает расти. В играх, NFT и покупках это стало повторяющимся модным словечком.

Запланированное Microsoft приобретение ActivisionBlizzard за 69 миллиардов долларов было объяснено как часть расширения в метавселенную. В прошлом году Facebook переименовал себя в Meta, намекая на стремление социальной сети стать движущей силой в новом мире. Rec Room и игры по созданию мира, такие как Roblox и Minecraft, все вовлечены в обсуждение того, что такое метавселенная или чем она будет.

Термин «Метавселенная» используется уже несколько десятилетий. Виртуальная реальность, дополненная реальность и 3D-вычисления — лежащие в их основе технологические концепции — еще старше. Нынешний бум интереса — лишь самый последний пик многолетнего стремления сделать эти достижения полезными для всех.

Что изменилось, так это сдвиг в понимании, и убеждение в необходимости переосмысления Интернета. Насколько далеко идущими окажутся эти изменения, можно только догадываться. В конце концов, дорожная карта для метавселенной наполовину вымощена. Не ясно, будет ли она завершена, как и было обещано.

Что можно сказать наверняка, так это то, что если есть возможность заработать деньги, в этом будут участвовать крупные компании. Помимо Microsoft и Meta, Qualcomm, Nvidia, Valve, Epic, HTC и Apple придумывают новые способы подключения к сети. Так что в ближайшие годы вы еще услышите о Метавселенной.

Что такое Метавселенная?
Метавселенная — это расплывчатая концепция. Эволюция Интернета в виде Метавселенной часто описывается как онлайн-пространство, где люди могут общаться, работать и играть в качестве аватаров. Эти пространства являются общими и всегда доступны; они не исчезают, когда вы закончили их использовать, как вызов Zoom. Описание настолько широкое, что многие люди говорят, что метавселенная уже существует в цифровых мирах Roblox, Minecraft и Fortnite, которые позволяют игрокам собираться в 2D-средах. Second Life, социально-игровая платформа, которой почти два десятка лет, является метавселенной OG.

Босс Facebook Марк Цукерберг, генеральный директор Microsoft Сатья Наделла и другие сторонники видят более глубокий и захватывающий опыт, который сочетает в себе множество существующих технологий, таких как гарнитуры виртуальной реальности, мобильные устройства, персональные компьютеры и серверы, подключенные к облаку. Эти футуристы предвидят развитие виртуального 3D-мира, в который можно попасть, надевая гарнитуру или очки дополненной реальности. Нет согласия, что вам понадобится VR или AR, чтобы добраться до метавселенной, но они в значительной степени идут рука об руку. Это говорит о том, что эти гарнитуры будут совместимы со всем, что предлагается. В этом году ожидается новая волна гарнитур VR и смешанной реальности от Meta, Sony, Apple и, возможно, других компаний.

Метавселенная будет основываться на нашей реальной жизни.

Одна общая тема: метавселенная будет виртуальным миром, параллельным нашей реальной жизни. Будут возникать цифровые кварталы, парки и клубы, возможно, в одном виртуальном мире или во многих других. Некоторые люди видят метавселенную, которая пересекается с физическим миром и включает в себя наложения дополненной реальности. И есть уже инвесторы для участков виртуальной земли. Барбадос указал, что хочет иметь посольство в метавселенной, подчеркнув важность этой концепции.

Скептики с недоверием относятся к тому, что метавселенная будет всем, что предлагают Цук и другие. Многие указывают на громоздкие гарнитуры, которые потребуются для доступа к самым захватывающим частям метавселенной. (Изобретатель Playstation назвал их «просто раздражающими», в то время как один из топ-менеджеров Meta назвал гарнитуру своей компании «жалкой».) веб. По их словам, справиться с этими проблемами в еще более свободной среде будет непросто.

Будет ли одна метавселенная? Или много метавселенных?
Это еще предстоит выяснить. Стандартов для метавселенной не существует, и многие компании требуют заложить основу, которой будут следовать другие. Facebook, Microsoft, Sony, Epic Games и множество небольших компаний работают над проектами в надежде получить преимущество первопроходца. Неясно, будет ли гарнитура виртуальной реальности одной компании совместима с обширным многопользовательским миром другой компании или облачной графикой. Большинство компаний обещают метавселенную, которая позволяет другим компаниям войти в нее. Но для этого они должны договориться о том, как они будут работать вместе.

Мета, которая планирует потратить миллиарды на свои проекты метавселенной, говорит, что совместимость имеет решающее значение. Если у вас есть аватар на Facebook, вы сможете использовать его на платформе Microsoft. Это предполагает единую метавселенную.

Видение единой метавселенной, поддерживающей сервисы множества разных компаний, напоминает утопические идеалы раннего Интернета. Однако, когда первые пионеры выяснили, сколько денег можно заработать в Интернете, все ставки были сняты. Вероятно, то же самое будет и с метавселенной. Если Цук и другие правы, компании рискуют слишком большими деньгами, чтобы позволить клиентам забрать товар и переехать.

Наше лучшее предположение — и это всего лишь предположение — заключается в том, что метавселенная начнется как список конкурирующих платформ, каждая из которых будет претендовать на то, чтобы быть метавселенной. Подумайте о среде, похожей на первые дни обмена мгновенными сообщениями, когда сервисы были фрагментированы. Однако со временем появятся стандарты, и в конечном итоге крупные игроки будут использовать совместимые технологии, превратившись в нечто, напоминающее протоколы электронной почты. В настоящее время Интернет в целом работает именно так, в битвах между согласованными протоколами и проприетарными стандартами, контентом от множества компаний и конкурирующими программными экосистемами.

Идея роскошной Метавселенной — той, для которой требуется гарнитура, — это захватывающий цифровой мир с обзором на 360 градусов. У вас будет собственный аватар, который вы сможете создать, и вы будете владеть цифровыми активами, названия которых, скорее всего, будут записаны в блокчейне. Некоторые думают, что вы будете покупать участки цифровой земли и строить онлайн-дома, в которых сможете развлекать своих друзей (или, по крайней мере, их аватары).

Это может показаться фантастическим или абсурдным, но ставки на ценность цифровой земли уже начались. Канадская компания Tokens.com потратила почти 2,5 миллиона долларов на виртуальную собственность в Decentraland, платформе трехмерного мира, которая является духовным потомком Geocities или Second Life. (Покупки в Decentraland осуществляются с помощью токена блокчейна Ethereum.)

Другие видят более плавный опыт. Более простые версии метавселенной, такие как Roblox или Fortnite, уже доступны. Эти игры не так иммерсивны, как метавселенная, о которой говорит Цук, но они дают разумное представление о том, что планируется.

Все, что мы уже делаем в Интернете, указывает на то, как может расти метавселенная. Это будет немного игр, немного телеприсутствия Zoom, всплески виртуальной и дополненной реальности и множество социальных сетей. Ожидайте много попыток собрать все это вместе, чтобы это было весело или полезно.

Откуда взялась Метавселенная?
Нил Стивенсон придумал этот термин в «Снежной катастрофе», романе 1992 года, в котором главный герой, водитель доставки пиццы, околачивается в виртуальном фантастическом онлайн-мире. Эта идея получила обновление в 2011 году, в романе «Первому игроку приготовиться», в котором люди собираются в метавселенной Оазиса, что вдохновило Facebook на запуск Oculus Rift.

Помимо фантастики, Linden Lab создала Second Life, виртуальный мир, запущенный в 2003 году и привлекший автомобильные компании, звукозаписывающие компании и производителей компьютеров к открытию цифровых аванпостов. После всплеска шумихи популярность Second Life медленно пошла на убыль, хотя она все еще активна.

Такие игры, как Minecraft, Roblox и Fortnite, также называются метавселенными. В Fortnite проходили концерты, в том числе выступления рэпера Трэвиса Скотта и поп-звезды Арианы Гранде, которые привлекли внимание к уже популярной стрелялке.

Годы пандемии побудили нас дать новое определение «виртуальному миру». Никто еще точно не объяснил то, как будет выглядеть будущее. Но переосмысление того, что значит собирать виртуально и в больших масштабах, продолжается. И многие люди хотят дать этому определение.