Главным способом обмана покупателей в России оказалась так называемая шринкляция, когда на полках размещаются товары вроде бы по прежней, выгодной цене, но с недовесом. Об этом сообщается на сайте издания «Московский комсомолец».
Россияне не раз видели в супермаркетах молоко не в литровой упаковке, а по 900 мл. или даже 800 мл., шоколад не по 100 г., а по 85г, сливочное масло в пачках не по 200 г, а по 180 г. Такой узаконенный недовес, когда вес продукта в упаковке снижают, а его стоимость оставляют прежней, называется шринкфляцией.
Как пояснил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, шринкфляция по сути является скрытым повышением цен. В данном случае производители и ритейлеры учитывают психологические особенности граждан: к росту цен население относится очень болезненно, а вот к изменению веса продукта в упаковке — довольно спокойно.
Похожей стратегией является изменение рецептуры продукта, когда дорогостоящие ингредиенты в ней заменяются дешевыми. Такой подлог простому покупателю заметить довольно сложно.
Кроме того, ритейлеры и поставщики используют уловку, связанную с фасованной продукцией, когда, например, указывается стоимость сыра не за 1 килограмм, а за 200 грамм. В результате 200 рублей, которые покупатель видит на ценнике, на кассе могут превратиться в 1000 рублей.
По словам аналитика, решение данной проблемы довольно простое и эффективное. Необходимо на государственном уровне ввести требования к оформлению ценников, где должна раскрываться информация не только о стоимости упаковки товара, но и его единицы — 1 килограмм, 1 литр. Однако это совсем невыгодно бизнесу, и, вероятнее всего, поэтому данная инициатива до сих пор не нашла поддержки и законодательного воплощения.