Найти тему
Родина на Неве

Отца Хулио Иглесиаса не взяли в Голубую дивизию

Кто они – испанцы, воевавшие вместе с гитлеровцами против Красной армии? Зачем они пришли на русскую землю и участвовали в том числе в блокаде Ленинграда?

С июля 1941 года по декабрь 1943 года через Голубую дивизию прошли примерно 50 000 человек. Воевали они в немецкой форме
С июля 1941 года по декабрь 1943 года через Голубую дивизию прошли примерно 50 000 человек. Воевали они в немецкой форме

В январе, когда отмечалось 80-летие прорыва и 79-летие снятия блокады Ленинграда, в различных СМИ было много публикаций, посвящённых тем драматическим и трагическим событиям. В частности, авторы ряда материалов напоминают, что в блокаде, наряду с войсками вермахта, участвовали регулярные военные формирования и добровольческие объединения из нескольких европейских стран. Хотя очевидно, что начинать говорить об этом нужно было не сейчас, а гораздо раньше. Не притягивая историю к политике…

Одной из крупнейших среди действовавших под Ленинградом военных структур была Голубая дивизия, состоявшая из испанских бойцов. О роли, которую эта дивизии играла в блокаде Северной столицы, корреспондент сайта «Родина на Неве» Давид Генкин побеседовал с доктором исторических наук ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН Борисом Ковалёвым.

— Борис Николаевич, в первую очередь хотелось бы уточнить: Голубая дивизия состояла из добровольцев, или она входила в Вооружённые силы франкистской Испании?

— Напомню, что гражданская война в Испании завершилась 1 апреля 1939 года – за пять месяцев до начала Второй мировой войны. Хотя фалангисты добились победы во многом благодаря поддержке со стороны нацистской Германии и фашистской Италии, диктатор Франко не захотел быть открытым союзником Гитлера. Несмотря даже на данные ему фюрером обещания присоединить в дальнейшем к Испании Гибралтар, а также территории в Северной Африке. Более того, каудильо отказался выплачивать долги, накопленные Испанией перед Германией за время гражданской войны. Свою позицию диктатор объяснял тем, что его страна разорена, находится в тяжёлом экономическом положении.

Однако после нападения Германии на СССР министр иностранных дел Испании Серрано Суньер убедил Франко, что всё же надо помочь немцам. Он напирал на то, что Россия виновата в страданиях испанского народа, в том, что Гражданская война была столь кровопролитной и продолжалась так долго – почти три года. Тогда и было решено направить на Восточный фронт добровольческую дивизию. (Её название объяснялось цветом фалангистской униформы). Руководство Третьего рейха отнеслось к этой инициативе благосклонно.

— Кто же изъявлял желание отправиться в далёкую и холодную Россию, рискуя погибнуть в сражениях с Красной Армией?

— В первую очередь, если можно так выразиться, ненавоевавшиеся в годы Гражданской войны фалангисты. Они вступали в дивизию по идейным соображениям. Но были и те, кем двигал голый прагматизм: расчёт на то, что после завершения войны боевые опыт и награды помогут им сделать карьеру в Вооружённых силах Испании. А кто-то просто хотел подзаработать: ведь бойцы Голубой дивизии получали деньги, которые выплачивались испанским правительством и немецким командованием. И наконец очень небольшой процент составляли республиканцы, рассчитывавшие при первом удобном случае перейти на сторону Красной армии.

Желающих служить в дивизии было много – гораздо больше, чем установленная численность её состава. Поэтому существовал жёсткий отбор. Например, его не смог пройти отец знаменитого испанского певца Хулио Иглесиаса, который по профессии был врачом-гинекологом.

Надо сказать и о том, что в Голубой дивизии проводилась ротация личного состава. Таким образом, с июля 1941 года по декабрь 1943 года, когда дивизию отозвали с Восточного фронта и расформировали, через неё прошли примерно 50 000 человек.

Каким был, если можно так выразиться, боевой путь Голубой дивизии?

— В конце августа 1941 года бойцов доставили в Польшу, оттуда они проследовали в Белоруссию. В сражениях испанцы пока не участвовали. По первоначальному плану конечной целью являлось Подмосковье, однако затем было принято другое решение, и дивизия оказалась на Северо-Западе России: испанцами выделили персональный участок фронта – от района Мясного Бора на севере до озера Ильмень на юге. Подчеркну, что солдаты и офицеры Голубой дивизии участвовали в окружении Второй ударной армии, которой командовал генерал Андрей Власов. В конце лета 1942 года дивизия была переведена под Ленинград и заняла позиции в районе реки Ижора.

— Доводилось читать, что немецкое командование относилось к Голубой дивизии с недоверием: мол, испанцы не соблюдают воинскую дисциплину, нарушают армейский порядок, склонны к разгильдяйству.

— Отчасти это так. Немецкие командиры посмеивались над своими испанскими союзниками. Например, генерал Франц Гальдер писал: «Если вы увидите немецкого солдата небритого, с расстегнутой гимнастёркой и выпившего, не торопитесь его арестовывать – скорее всего, это испанский герой». Или такой распространённый среди офицеров вермахта прикол: «У испанского солдата в одной руке винтовка, в другой – гитара; винтовка мешает ему играть на гитаре, а гитара – стрелять». При этом солдаты Голубой дивизии не брезговали кражами. И обворовывали они обычно не местных жителей, а своих немецких союзников. Впрочем, это и понятно. Везде и всегда воровать у богатых было выгоднее, чем у бедных. Скажем, есть документы, свидетельствующие, что однажды испанцы обчистили дом, где жили немецкие медсёстры: вынесли оттуда все вещи.

Но что интересно: испанские оккупанты относились к русским гораздо лучше, чем суровые немцы, а тем более латыши и эстонцы, превосходившие немцев в жестокости.

Известно немало почти анекдотических случаев, свидетельствующих о «высоком» уровне дисциплины в Голубой дивизии. Например, один из её бойцов был взял в плен красноармейцами в тот момент, когда находился на своей подруге из числа местных жительниц.

Но я бы все же воздерживался от излишне категоричных оценок. Не все знают: планируя операцию «Искра», советское командование рассчитывало, что в начале 1943 года блокада Ленинграда будет не прорвана, а полностью снята. Однако в районе Красного Бора наши войска не смогли сломить яростное сопротивление бойцов Голубой дивизии. Неожиданно выяснилось, что разгильдяи, которые не были способны чётко выполнять воинские приказы, необычайно сильны в рукопашном бою. Чего, кстати, нельзя сказать о немецких солдатах. И хотя после завершения операции ленинградцы перестали умирать от голода, город ещё год подвергался жестоким артобстрелам.

— Как бойцы Голубой дивизии – представители страны, где очень сильны позиции католической церкви, относились к культовым учреждениям на территории тогдашней Ленинградской области? Правда ли, что они спасли крест, упавший во время обстрела с купола Софийского собора в Великом Новгороде?

— Сразу скажу, что крест оказался на земле в результате обстрела со стороны советских войск. Понятно, что стреляли не по Софийскому собору, а по находящимся вблизи реки Волхов немецким и испанским частям.

Бойцы Голубой дивизии подняли крест и отправили его в Испанию, где он хранился в одной из военных академий. После долгих переговоров в 2004 году крест был возвращён на родину и вновь установлен на куполе Софийского собора.

Но это всё же частный случай. Между тем до прибытия в Россию испанцы были уверены в том, что все русские – язычники и безбожники. И по отношению к церквям и монастырям вели себя как хамы: развлекались тем, что стреляли по колоколам, расписывали стены храмов и монастырей дурацкими надписями. И не просто дурацкими. Стены Юрьева монастыря сексуально озабоченный испанский «живописец» украсил изображением половых актов в извращённой форме. Об этом впервые рассказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, побывший в Новгороде в 1945 году.

— Но ведь испанцы воевали не только на стороне Германии. В рядах Красной Армии, дивизиях Народного ополчения сражались и повзрослевшие испанские дети, которых 1937 году вывезли в СССР из охваченных гражданской войной страны, и взрослые республиканцы. Причём сражались мужественно, не жалея своих жизней.

— Так получилось, что воевавшие на стороне СССР испанцы участвовали, главным образом, в боевых действиях, проходивших в Карелии. Поэтому с бойцами Голубой дивизии на передовой они практически не встречались. Тем не менее считали, что параллельно со Второй мировой войной продолжается и испанская гражданская война, только теперь на другой территории. Республиканцы надеялись, что руководство Советского Союза оценит их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, и после победы над агрессором поможет им свергнуть Франко.

— Почему Франко в конце 1943 года отозвал Голубую дивизию с Восточного фронта: большинство бойцов вернулись домой?

— Видите ли, формально Испания не объявляла войну Советскому Союзу, эта страна придерживалась так называемого вооружённого нейтралитета. Однако в какой-то момент наши союзники – англичане и американцы – стали задавать испанскому диктатору неудобные вопросы: мол, какой-то странный у вас нейтралитет?

Но главное, конечно, не это. В конце 1943 года обладавший хорошей интуицией, умевший предвидеть развитие событий генералиссимус Франко понял, чем должна закончиться Вторая мировая война. И поспешил завершить участие в ней Испании. Чтобы дистанцироваться от Третьего рейха.

-2

Правда, прекратить воевать согласились не все бойцы Голубой дивизии. По разным данным, от 500 до 2000 человек образовали Голубой легион, который в дальнейшем сражался под началом уже немецкого командования.

Добавлю, что на протяжении десятилетий большинство испанцев с уважением относятся к бойцам Голубой дивизии, многие из которых сделали успешную карьеру в Вооружённых силах своей страны. Однако подчеркну: большинство, но далеко не все. Скажем, в Каталонии их считают негодяями и фашистами. Кстати, операция испанских силовиков по задержанию каталонских сепаратистов, проведенная вскоре после состоявшегося в 2017 году в этой провинции референдума о независимости, получила название «Волхов». В Испании не забывают о событиях, происходивших 80 лет назад в далёкой России…