Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, требующее, чтобы все российские нефтяные компании соблюдали правило, запрещающее любой экспорт российской сырой нефти или нефтепродуктов любому покупателю, который придерживается механизма ограничения цен от G7.
Постановление запрещает российским производителям нефти подписывать договоры купли-продажи с любым покупателем, участвующим в пункте о ценовом лимите. Напомним, что большая семерка — Австралия и 27 стран Евросоюза — установили ограничение цены на российскую сырую нефть на уровне $60 за баррель 5 декабря.
Так вот, российский документ обязывает продавцов подавать на российскую таможню декларацию на каждый реализованный груз. В этой декларации содержится пункт о том, что механизм ограничения цен по данной сделке не применялся.
Предполагается, что российская таможня будет проверять экспортные контракты, имея при этом полное право остановить любой груз, нарушающий постановление.
Постановление, кроме всего прочего, требует от всех российских производителей нефти отслеживать перемещение морских грузов от пункта отправления до конечного пункта назначения, а это означает, что они должны будут получать и проверять контракты от третьих лиц каждый раз, когда нефть переходит из рук в руки по пути следования. Мы уже как-то писали о том, что после введения антироссийских санкций некоторые крупные западные нефтяные трейдеры начали практиковать перекачку нефти с танкера на танкер для того, чтобы грубо говоря скрыть русский след происхождения сырья. Поэтому пункт российского постановления об отслеживании всех промежуточных точек вполне логически обоснован. И если производитель (продавец) обнаруживает, что оговорка о ценовом лимите каким-то образом попадает в цепочку документов после отгрузки сырья, покупателю предоставляется 30 дней на исправление нарушения и ещё 5 дней на уведомление таможни на случай, если не удалось устранить нарушение. И при этом никаких штрафов за несоблюдение требования не предусмотрено!
Как сейчас реально обстоят дела с закупкой российской нефти
Западные нефтяные танкеры увеличили отгрузку российской нефти в январе, так как цены на флагманский сорт нефти Urals торговался ниже международного ценового предела в $60.
Можно сказать, что сейчас большая часть российской нефти в настоящее время торгуется ниже предельного уровня в $60. Так, морская нефть марки Urals на старте недели торговалась по цене около $49,50 за баррель на условиях франшизы из Приморска и по $47,83 — из Новороссийска.
Отгрузки сырой нефти из Приморска, Усть-Луги и Новороссийска по итогам февраля должны достичь многомесячного максимума — более 9,5 млн тонн благодаря устойчивому спросу в Азии, ценовом ралли на нефтяном рынке и увеличению доступности танкеров.
А что Европа?
Суда, принадлежащие ЕС (в основном греческие) в январе перевалили более 2 млн тонн нефти марки Urals из портов Балтийского и Черного морей, что составляет более четверти российского экспорта из этих портов. Всего за январь греки осуществили не менее 21 рейса перевозок российской нефти по ряду направлений.
Объем, перевезенный судами ЕС, почти в два раза больше, чем в декабре, по данным Eikon и информации, предоставляемой нефтетрейдерами.
Схема распределения экспорта нефти из РФ 2021-2023:
Ну и самый интересный вопрос — оно, вообще, работает?
Правило ценового порога от G7… Оно работает или нет? Помогло ли оно ограничить продажи российской сырой нефти? Помогло ли реально сбить цену на российские сорта?
Проблема в том, что агентства, которые отслеживают и анализируют цены, не адаптировали свои технические методы к новым реалиям. Российская нефть больше не продается по каналам, которые они могут отслеживать.
В то время как европейские переработчики и трейдеры как и прежде делятся данными с прайс-трекерами, индийские компании, например, больше этого не делают. Тарифы на переправку нефти из России в Азию, в принципе, устанавливаются в частном порядке, и у трекинг-агентств нет к ним доступа.
Поэтому ответа на вопрос о силе эффекта от лимита G7 пока что нет.