На Камчатке первоклассник использовал кусок стекла как оружие. Он напал на одноклассников и порезал учительницу. Конфликт разгорался давно, ребенок систематически проявлял вспышки агрессии и антисоциального поведения, но никаких мер принято не было. Родители обвиняют педагогов в длительном бездействии.
В школе Москвы ученик 9 класса жестоко избил учителя химии прямо на уроке. Учитель с множественными переломами отправился в небольшой отпуск. Директор школы сообщает:
«Администрация школы провела беседу с мальчиком и его родителями. Мы сделаем все возможное, чтобы ситуация была урегулирована».
Это два примера из двух противоположных регионов: отдаленная область и столица России. По уровню агрессии нет никакого различия, поэтому утверждение о том, что уровень жизни — это главный фактор, определяющий сознание, явно не работает. В России главный фактор — это т. н. «глубинная идентичность», или проще говоря «скрепы», согласно которым агрессия является признаком достоинства и показателем развития личности.
Из этой позиции вытекает презрение к рациональному поведению, к бережному отношению к природе, к любым ресурсам, в том числе и к собственному бюджету, неспособность к развитию, и невозможность создать сплоченное общество. Еще одно проявление данной скрепы в том, что занимать руководящие должности может только определенный тип личности.
Что же касается школы, то это настоящий рассадник агрессии. Начиная с 90-х, педагоги в школах закрывают глаза преступления хулиганов. Господствует такая идеология, что «тащить надо всех», и в старшие классы попадают те, кто в принципе не желает учиться, а падение качества образования списывают на ЕГЭ. Многие учителя потакают антисоциальным личностям, поддерживают их роль лидера в обществе, а так же игнорируют случаи любых преступлений в школьной жизни. В основе такого бардака лежит пустой материализм и обесценивание личности, в «глубинном менталитете» по отношению к внутреннему складу человека можно применять любое насилие, это не считается варварством или агрессией. Если ребенок страдает морально, но не физически — тогда он считается слабым, а ситуация не стоит внимания. А если есть физические повреждения — то надо просто прилепить подорожник и помазать зеленкой и все заживет, «дело житейское», то есть норма жизни.
В советских школах действия хулиганов старались пресекать, ставили оценки за поведение, порицали общественностью, но это не значит, что там не культивировалась агрессия. СССР шел более хитрым и расчетливым путем: он разжигал агрессию в людях, но перенаправлял ее в нужное для государства русло. Агрессия имела легализованную и управляемую форму и лимитировалась до определенных рамок. Она разжигалась на классовых врагах, на тезисах о «защите родины», на необходимости трудовых прорывов (зачастую устраивалась гонка за количественным показателем, что не имело большого смысла для экономики и тем более для прогресса, но зато способствовало разжиганию агрессии и снижению критического мышления). Нужно нести «гордое знамя комсомола», «догоним и перегоним» и т. п. лозунги - все это формы культивации агрессии. После ожидаемого крушения СССР (крушение предсказывалось еще современниками Сталина) пропала и структурирующая составляющая агрессии, и агрессия стала хаотичной и неуправляемой. В наши дни глубинную скрепную агрессию снова поставили на конвейер, и теперь перенаправляют ее на самоформатирование, самоподавление общества и на личные потребности правящей группы.
И с самых древних основ российского царства никто не пытался изменить социальный уклад, поскольку власть довольна тем, что народ в атмосфере агрессии не обретает самосознание. Ели вы знаете, как России преодолеть эту глубинную скрепу и встать на путь духовного развития — пишите в комментариях. Сталинисты сразу в бан.