Найти тему
Время Романовых

Правда ли, что Пётр I запрещал строить мосты?

Санкт-Петербург, город на Неве, сейчас уже невозможно представить без знаменитых мостов, перекинутых с одного берега не другой. Каждый год тысячи туристов съезжаются, чтобы посмотреть на их разводы в летний период. Но появились они, конечно же, не сразу. Не так давно рассказывала здесь о первом мосту в Петербурге, причём построен он был уже после смерти создателя города Петра I.

Император не хотел вообще видеть мостов в новой столице. Он решил, что горожане должны уметь хорошо плавать на лодках. Петербург, по убеждению Петра, должен был стать городом каналов, а не мостов. Так он первое время запрещал строить мосты и всячески стремился создать городской «невский флот» , чтобы все движение и перевозки внутри города шли не по улицам, а по каналам. Пётр I считал, что мосты в городе на Неве нужно возводить только в самых крайних случаях, например, при прокладке дорог через реки и протоки.

Также считалось, что мосты затрудняли бы прохождение по реке торговых и других судов. Санкт-Петербург должен был стать крупнейшим морским европейским портом.

Летом пользовались лодками (верейками) и другими переправочными судами. В специальном указе предписывалось, чтобы «не только хозяева домов, но и каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно, которое бы употреблялось точно же, как на сухом пути кареты и коляски» . А на Васильевском острове, который Пётр I собирался превратить в центр города, даже построили небольшие гавани. Правда, просуществовали все эти причалы недолго: до ноября 1721 года, когда большое наводнение почти полностью уничтожило их.

-2

Безопасность переправ по льду должна была обеспечивать особая команда, вооруженная ломами, лопатами, веревками и длинными досками. В ее задачу входило закрывать движение через Неву с приближением ледохода и во время ледостава. Когда лед становился достаточно крепким, команда прокладывала дорогу и следила за ее состоянием. Дорога, связывавшая оба берега реки, отмечалась воткнутыми в снег зелеными елками.

Открытие проезда через Неву возвещал пушечный выстрел. Обычно первым проезжал Петр, за ним следовали остальные. При этом для солдат и рабочих перевоз был бесплатным, а вот чиновникам он уже обходился в 1 копейку. Это было одной из статей государственного дохода, да не малой. Так в 1710 году, например, перевозы находились на откупе у одного князя, который ежегодно платил за них в казну 400 рублей.

Царь лично рассказывал придворным о том, что нужно делать, чтобы содержать лодки в порядке и даже обязал их посещать занятия по навигации, проводившиеся каждое воскресенье.

Но на частной инициативе долго это дело не продержалось. Общество Финляндского лёгкого пароходства с его небольшими пароходиками открывало в городе всё новые перевозные пункты и в конце концов подкосило промысел. 

А затем и вовсе пришли к мнению, что строить мосты все же будет удобнее. Первый — плашкоутный, или наплавной, мост через Неву появился через 2 года после кончины императора Петра I, в 1727 году. Об этом подробнее можете узнать здесь.