Для ребенка, который только начал писать первые диктанты, этот процесс является психофизиологически сложным. Любому взрослому это надо понимать. Это у нас с вами процесс письма автоматизирован и прост. А ребенку нужно во время диктанта:
- обладать высокой мотивацией, понимать, зачем, он пишет и что пишет
- услышать слова диктанта и зафиксировать их в своем сознании. При этом всплывают картинки и образы слов. Например, мы читаем "собака", и в голове вспоминается образ зверя, лающего или виляющего хвостом.
- запомнить то, что прочитал учитель
- совершить у себя в мозгу анализ звуковой структуры слова. То есть собака - это слово, состоящее из звуков с, а, б, а, к, а.
- каждому звуку должна соответствовать какая-то буква. Ребенок должен вспомнить, как она пишется.
- далее нужно воспроизвести рукой в тетрадке зрительный образ буквы.
- скоординировать движение руки с анализом буквы у себя в мозгу.
Это всё операции процесса письма, в которых участвуют мыслительная и двигательная деятельность ребенка. Для дошкольника и первоклассника это очень сложно делать впервые.
Бывает, что у ребенка возникают проблемы на каком-то этапе этих операций даже после многократных тренировок. В таком случае рекомендую обратиться за помощью к специалисту. Это может быть логопед, дефектолог, нейропсихолог, невролог.
Как помочь ребенку и облегчить процесс написания диктантов? Как избавиться от большого количества ошибок?
Есть две сложнейшие операции письма, на которых следует обратить особое внимание:
1. Анализ звуковой структуры слова
2. Орфография письменной речи
С первой операцией поможет тренировка и развитие фонематического слуха, а со второй - развитие орфографической зоркости.
Я бы ещё порекомендовала включать нейропсихологические упражнения в занятие с ребенком, испытывающим трудности в письме. Они помогут связать движение мозга и руки, развить межполушарные связи, повысить уровень самоконтроля. Ведь часто у своих учеников я наблюдаю несогласованность - это когда мозг работает быстрее, чем движения кистей рук. Из-за этого возникает неразборчивость почерка, недописки, пропуски букв, перестановка букв и множество других ошибок.
Нейропсихологические упражнения
- Раскрашиваем карандашами картинку двумя руками одновременно. Левой рукой - левую часть картинки, правой - правую.
- Упражнение "Колечки". Соединяем большой палец руки с другими пальцами в колечки по очереди, начиная с указательного пальца. Сначала проделать это упражнение левой рукой, потом правой. Далее можно соединять наоборот: большой палец руки соединяем с другими пальцами, начиная с мизинца. И затем делаем это упражнение одновременно двумя руками.
Какие дополнительные пособия можно использовать? Читатели просили давать рекомендации на книги и пособия. Вставляю ссылки:
Нейропрописи для тренировки мозга
Упражнения на развитие фонематического слуха
- Знакомая многим игра в слова. Конечный звук одного слова - это первый звук другого слова. Придумываем слова по очереди. Например: лес - сон - ночь - чайка - акробат и т.д.
- Игра с мячом "Сколько звуков в слове". Бросаем ребенку мяч и называем при этом какое-то слово. Ребенок должен мяч поймать и сказать, сколько звуков в этом слове. Мальчикам нравится играть в эту игру не с мячом, а катать по столу машинку, по тому же принципу называя слова и количество звуков в них.
- Игра "Хлопни столько раз, сколько услышишь гласных в слове". Эта игра хорошо актуализирует понятия "гласный" и "согласный" звук, учит различать их на слух. Взрослый называет слова, ребенок хлопает столько раз, сколько услышал гласных звуков.
Дополнительные пособия:
Развитие фонематического слуха у дошкольников Книга для дошкольников, но ее можно использовать, если есть проблемы с письмом в 1 и во 2 классах.
Фонетика за 10 минут в день Просто хороший тренажер не только для тех, у кого проблемы с диктантами и с фонематическим слухом, но и для всех, кого пугает и вызывает трудности фонетика
Различаем звуки. 36 карточек Логопедическая настольная игра
Упражнения для развития орфографической зоркости
- Диктант с предварительной подготовкой. Ребенок видит текст диктанта, читает его, старается запомнить сложные места. И только потом этот же диктант ему диктует взрослый. Это одно из самых любимых мною упражнений, так как оно снимает у ребенка стресс перед диктантом, который испытывают многие дети, из-за чего пишут хуже, чем могли бы. И конечно, это упражнение тренирует орфографическую зоркость, память, повышается внимание к слову.
- Списывание с проговариванием. Каждое слово ребенок проговаривает вслух по слогам так, как оно пишется, а потом записывает его, диктуя самому себе по слогам. Списывать можно любые предложения.
- Упражнение "Найди лишнее слово":
Рис, рисунок, рисовать, рисую.
Гусь, гусыня, гусеница, гусята.
Белый, белка, белить, беленький
Какие дополнительные пособия использовать:
Развиваем орфографическую зоркость
Развитие орфографической зоркости
Ставьте "нравится", если было полезно.
Желаю вам только хороших отметок за диктанты!