Найти тему
Заметки мамы-училки

Трудно писать диктанты и много ошибок. 1 и 2 классы: развиваем орфографическую зоркость и фонематический слух

Оглавление

Для ребенка, который только начал писать первые диктанты, этот процесс является психофизиологически сложным. Любому взрослому это надо понимать. Это у нас с вами процесс письма автоматизирован и прост. А ребенку нужно во время диктанта:

  • обладать высокой мотивацией, понимать, зачем, он пишет и что пишет
  • услышать слова диктанта и зафиксировать их в своем сознании. При этом всплывают картинки и образы слов. Например, мы читаем "собака", и в голове вспоминается образ зверя, лающего или виляющего хвостом.
  • запомнить то, что прочитал учитель
  • совершить у себя в мозгу анализ звуковой структуры слова. То есть собака - это слово, состоящее из звуков с, а, б, а, к, а.
  • каждому звуку должна соответствовать какая-то буква. Ребенок должен вспомнить, как она пишется.
  • далее нужно воспроизвести рукой в тетрадке зрительный образ буквы.
  • скоординировать движение руки с анализом буквы у себя в мозгу.

Это всё операции процесса письма, в которых участвуют мыслительная и двигательная деятельность ребенка. Для дошкольника и первоклассника это очень сложно делать впервые.

Бывает, что у ребенка возникают проблемы на каком-то этапе этих операций даже после многократных тренировок. В таком случае рекомендую обратиться за помощью к специалисту. Это может быть логопед, дефектолог, нейропсихолог, невролог.

Как помочь ребенку и облегчить процесс написания диктантов? Как избавиться от большого количества ошибок?

Есть две сложнейшие операции письма, на которых следует обратить особое внимание:

1. Анализ звуковой структуры слова

2. Орфография письменной речи

С первой операцией поможет тренировка и развитие фонематического слуха, а со второй - развитие орфографической зоркости.

Фото freepik.com
Фото freepik.com

Я бы ещё порекомендовала включать нейропсихологические упражнения в занятие с ребенком, испытывающим трудности в письме. Они помогут связать движение мозга и руки, развить межполушарные связи, повысить уровень самоконтроля. Ведь часто у своих учеников я наблюдаю несогласованность - это когда мозг работает быстрее, чем движения кистей рук. Из-за этого возникает неразборчивость почерка, недописки, пропуски букв, перестановка букв и множество других ошибок.

Нейропсихологические упражнения

  • Раскрашиваем карандашами картинку двумя руками одновременно. Левой рукой - левую часть картинки, правой - правую.
  • Упражнение "Колечки". Соединяем большой палец руки с другими пальцами в колечки по очереди, начиная с указательного пальца. Сначала проделать это упражнение левой рукой, потом правой. Далее можно соединять наоборот: большой палец руки соединяем с другими пальцами, начиная с мизинца. И затем делаем это упражнение одновременно двумя руками.

Какие дополнительные пособия можно использовать? Читатели просили давать рекомендации на книги и пособия. Вставляю ссылки:

Нейропрописи

Нейропрописи для тренировки мозга

Упражнения на развитие фонематического слуха

  • Знакомая многим игра в слова. Конечный звук одного слова - это первый звук другого слова. Придумываем слова по очереди. Например: лес - сон - ночь - чайка - акробат и т.д.
  • Игра с мячом "Сколько звуков в слове". Бросаем ребенку мяч и называем при этом какое-то слово. Ребенок должен мяч поймать и сказать, сколько звуков в этом слове. Мальчикам нравится играть в эту игру не с мячом, а катать по столу машинку, по тому же принципу называя слова и количество звуков в них.
  • Игра "Хлопни столько раз, сколько услышишь гласных в слове". Эта игра хорошо актуализирует понятия "гласный" и "согласный" звук, учит различать их на слух. Взрослый называет слова, ребенок хлопает столько раз, сколько услышал гласных звуков.

Дополнительные пособия:

Развитие фонематического слуха у дошкольников Книга для дошкольников, но ее можно использовать, если есть проблемы с письмом в 1 и во 2 классах.

Фонетика за 10 минут в день Просто хороший тренажер не только для тех, у кого проблемы с диктантами и с фонематическим слухом, но и для всех, кого пугает и вызывает трудности фонетика

Различаем звуки. 36 карточек Логопедическая настольная игра

Упражнения для развития орфографической зоркости

  • Диктант с предварительной подготовкой. Ребенок видит текст диктанта, читает его, старается запомнить сложные места. И только потом этот же диктант ему диктует взрослый. Это одно из самых любимых мною упражнений, так как оно снимает у ребенка стресс перед диктантом, который испытывают многие дети, из-за чего пишут хуже, чем могли бы. И конечно, это упражнение тренирует орфографическую зоркость, память, повышается внимание к слову.
  • Списывание с проговариванием. Каждое слово ребенок проговаривает вслух по слогам так, как оно пишется, а потом записывает его, диктуя самому себе по слогам. Списывать можно любые предложения.
  • Упражнение "Найди лишнее слово":

Рис, рисунок, рисовать, рисую.

Гусь, гусыня, гусеница, гусята.

Белый, белка, белить, беленький

Какие дополнительные пособия использовать:

Развиваем орфографическую зоркость

Развитие орфографической зоркости

Ставьте "нравится", если было полезно.

Желаю вам только хороших отметок за диктанты!