приведена в порядок. Она сильно руинирована, как бывает с иконами , написанными на неважной основе недорогими материалами. Чинить их - задача нетривиальная тяжёлая физически, и неочевидная )
На тоненьком грунте - качественная живопись; но удержаться ей трудно, грунт хрустит и распыляется. От деревянной основы грунт тоже отстаёт - кислотность сред разная, и пластичной прослойки в виде тонкой тряпочки нет. В общем, набор минусов типичный. Но спасать надо. Вон какой интересный лик проглядывает сквозь грязь и потемневшие лаки.
Проклейка - дело небыстрое, оооочень технологичное, малопредсказуемое. Выглядит икона на этом этапе так - как инвалид в гипсе, зафиксированный и ждущий срастания поломанного.
Тонкие листы специальной бумаги потом аккуратно снимаются - часто под лупой, с постоянным лёгким увлажнением и - надо ли повторять - чрезвычайно меееееедленно.
Затем лечится тыльная сторона иконы - пропитывается специальными составами щит. выглядит это совсем ээ, хирургически.
А затем следуют операции по удалению грязей и старых потемневших защитных плёнок. Открываются наконец краски: они куда светлее, чище, благороднее. Это - фрагмент справа, лик Богородицы, подающей свт. Николаю омофор. Раскрывается фон - бледный, зеленоватый, очень нежного естественного оттенка. Голубые одежды тоже будут ярче и светлее.
А с другой стороны - Спаситель, подаёт святителю Евангелие. Вся эта темнота, все серые мелкие пятна и флёр загрязнений уйдут.
Вот так выглядит верхний регистр иконы после проклейки, уничтожения злых колоний микроорганизмов и первых операций по удалению грязи.
А вот так этот же фрагмент выглядит после полного удаления загрязнений всех видов:
А вот лик свт. Николая после лечения - едва сохранный, но очевидно достойного качества.
Следующие операции - всё ещё технические, нужно положить грунт на лакуны, сейчас они видны как деревянные островки, рвущие живописный слой.
Это занимает - вы не поверите :) - снова очень много времени. Тонко нанести, не вредя авторским фрагментам, высушить, отшлифовать, нанести ещё слой, высушить, отшлифовать, и ещё один слой, и ещё. И ещё - сколько нужно.
Теперь наступает самое интересное - восполнить живописные утраты. И это - ооооо - снова занимает кучу времени. Лессировки, сушка, микрошлифовка, уточнение оттенка, выравнивание, сушка. Отделка. Уфф.
Вот так и тратится моё время.
Спасибо, что посмотрели; традиционно прошу о сердечке, это хорошее несложное дело помогает помогать другим. Вся небольшая денежка, что скапливается здесь , отправляется старикам и собакам.
А посмотреть на другие иконы в моей мастерской можно здесь.