Найти в Дзене
RBI. Строим искусство

Шедевры музейного образца в новостройке на Петроградской: рассказываем о доме со скульптурами

Оглавление

Есть художники, которые умеют читать легенды и мифы по-своему, по-своему интерпретировать культуру древних эпох. В их числе – известный петербургский скульптор Дмитрий Жуков, подаривший Северной столице не один свой шедевр. Сегодня поговорим о том, чем феноменально творчество мастера, посмотрим галерею его величайших произведений и заглянем в клубный дом Futurist, чтобы увидеть античных влюбленных.

Дмитрий Жуков родился в 1972 году в Азове (Ростовская область), окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (бывшее училище Веры Мухиной), где получил традиционное художественное образование.

Впрочем, классические образцы, о которых рассказывали в училище, оказались лишь тем трамплином, который помог скульптору «вскочить» в мир современного искусства.

Быстро отойдя от привычных техник варения и обработки стали, Дмитрий Жуков пришел к собственному варианту «общения» с металлом – к «пластике формованной полосы». Используя техники выколотки и холодной обработки металла, скульптор добивался от жесткого листа стали пластичности и заставлял его принимать нужную форму.

«Я долгое время варил дамасскую сталь. От нас требовалось, чтобы на поверхности не оставалось ни трещинки. Но мне неровности и трещинки всегда очень нравились», – говорил Дмитрий Жуков.

Причудливо выгнутые, скрученные, травленые и вороненые, в руках мастера металлические полосы превращались в «железные шедевры», завоевывая сердца ценителей искусства. Каждая, благодаря тем самым неидеальным неровностям, была уникальной и добавляла итоговой композиции неповторимую изюминку, шарм и совершенно необъяснимую, захватывающую дух притягательность.

«Меня как художника интересует визуализация чувств»

Магическое ощущение от скульптур Дмитрия Жукова возникает не только благодаря тонкому, темному металлу, причудливо скрученному в летящие формы. Главным источником вдохновения для художника всегда была античность и её загадочная мифология: «Античность, наследниками которой мы являемся, дала мощный толчок разным стилям и направлениям. Археологи и философы, ученые изучают этот пласт и в наше время», – говорил он.

Начало: как ковалось творчество Дмитрия Жукова

Первая персональная выставка Дмитрия Жукова прошла в ART re.FLEX (2008 г.) в галерее современного искусства, расположенной недалеко от Невского проспекта в Санкт-Петербурге.

Дмитрий Жуков. Изнутри. Сталь, ковка. 2008 г. Фото из архива ArtLib.ru
Дмитрий Жуков. Изнутри. Сталь, ковка. 2008 г. Фото из архива ArtLib.ru

«Работы сложные по замыслу, но очень узнаваемы», «хочется понять, как это сделано», «будто чувствуешь сверхъестественную созидательную силу», «тебя словно окружает ореол мифов», «кажется, что в скульптурах застыла сама вечность», – так отзывались посетители выставки о творчестве скульптора. Да и сам Жуков изначально говорил о том, что его работы – это попытка достать из себя, изнутри, нужное чувство и облечь в форму – подарить эмоциям новую жизнь в реальном овеществленном мире. «Меня как художника интересует визуализация чувств», – вот истинное кредо творца.

Но научиться облекать эмоции и чувства в металл и показывать романтичные сцены античного мира – это лишь первый вызов, брошенный Жуковым классическому искусству. «Фазы разархивации ДНК» (совместно с художником Андреем Горбуновым) и «Гиперувеличение» – те два смелых проекта, которые сумели прорваться сквозь тонкие невидимые материи. Визуализация «предметов» естественных наук стала еще одним доказательством гения мастера. Он сумел «зафиксировать» эфемерное пространство человека, которое и делает нас всех уникальными, как трещинки делают уникальными холодные металлические пластины.

Известность: «Эра» и «Арта»

После смелых экспериментов, изучающих человека в целом, скульптор снова возвращается в прошлое – к застывшей вне времени античной классике. В 2010 году, специально к открытию Музея современного искусства «Эрарта», Дмитрием Жуковым были созданы две пятиметровые фигуры «Эра» и «Арта» – еще один окрыленный миф античности, подаренный городу и удачно вписавшийся, с одной стороны, в неоклассицистическую стилистику здания музея, а с другой – в современную риторику основной экспозиции. По мнению критика Михаила Золотоносова, «за спиной» этих аллегоричных образов «видится» Ника Самофракийская. Что ж, и здесь скульптор остался верен древнегреческому искусству, однако увидел его совершенно по-своему.

«Античность, наследниками которой мы являемся, дала мощный толчок разным стилям и направлениям»

-2

Конец 2014 года порадовал поклонников творчества Жукова выставочным проектом «Для внутреннего пользования», в рамках которого была представлена работа «Без названия», впоследствии участвовавшая во многих мировых выставках.

Дмитрий Жуков. Без названия. Сталь, ковка. 2014 г. Фото из Викисклада
Дмитрий Жуков. Без названия. Сталь, ковка. 2014 г. Фото из Викисклада

В чем секрет ее магии? А вы всмотритесь в композицию. Разве можно дать название тому, что готово взлететь, несмотря на оковы, тому, что тянется друг к другу, как неразделимое вечное, и тому, что готово, соединившись, уйти через временной портал, оставляя лишь воспоминание о своем краткосрочном присутствии.

Пространство души и космоса, «закованное» в металл, – вот что по-настоящему интересует Дмитрия Жукова, а остальное, как говорится, лишь дело техники.

В 2015-м скульптор принимает участие в 6-й Московской биеннале современного искусства «Паноптикум». На ней он представляет серию «Русские кружева».

Дмитрий Жуков. Русские кружева. Колючая проволока. 2015 г. Фото из Викисклада
Дмитрий Жуков. Русские кружева. Колючая проволока. 2015 г. Фото из Викисклада

И хотя в этих острых «стрелах» сложно увидеть ажурную эстетику русского кружева, в них легко угадывается изящная линия вышивки. Да, слегка напряженная и даже где-то агрессивная, но именно она необычным образом «вскрывает» сложный, непостижимый и одновременно с этим прекрасный характер русского человека.

Подарить зрителю личный чувственный опыт, расшатать устоявшиеся образцы, вскрыть противоречия и тем самым вызвать восторг – вот к чему всегда стремится Дмитрий Жуков. Это его цель и смысл творчества.

Металл на вес золота

Сегодня Дмитрий Жуков – один из самых известных художников не только Петербурга, но и России. Он является резидентом музея современного искусства «Эрарта», проводит выставки, которые долго резонируют в культурном пространстве города, и продолжает создавать шедевры как для больших галерей, так и для камерных статусных проектов.

Когда мы создавали дом Futurist в Петроградском районе с его четкой конструктивистской графикой фасадов и изящными интерьерами холлов в стилистике ар-деко, мы сразу подумали о том идеальном диссонансе, который вызывает «визуализация чувств в металле». Мы попросили мастера создать для нас уникальное произведение искусства, доступное только жителям клубного дома.

Так получился новый шедевр: две скульптуры, символизирующие мужское и женское начало. Они встречают жителей и гостей комплекса в центральной входной группе.

«Я представил себе две скульптуры: мужское и женское начало, стоявшие у входа в храм в одном из многочисленных полисов. Их погрузили на корабль и отправили в плаванье. Корабль затонул, и они попали в море, где время, вода, прибой превратили их в абстрактный по форме, почти природный камень. Их нашли, расчистили и выставили как осколки той древней цивилизации».

Так объясняет задумку своего произведения «железный», но чувственный художник, который способен украшать пространства, в которых мы существуем.

-5

Дом – это место, в которое мы привносим всё лучшее: петербургскую атмосферу, эстетику галереи искусств, отельный сервис и комфорт SPA-салона. Хотите в этом убедиться и своими глазами взглянуть на шедевры Дмитрия Жукова? Запишитесь на показ дома Futurist на нашем сайте и расспросите первых жителей о том, что такое футуристичный образ жизни и как они себя в нем чувствуют.

Возможно, эти чувства потом запечатлеет маэстро Жуков.