С точки зрения отечественной психологии наша жизнь – это череда сменяющих друг друга деятельностей, который реализуются через действия. Действия могут быть теоретическими, то есть совершаться в уме, а могут быть практическими.
Все практические действия выполняются с помощью движений, которые составляют основу поведения человека. В зарубежной психологии считалось, что движения происходят по типу стимул – реакция.
Наши ученые психологи в результате научных исследований пришли к выводу, что движения человека могут совершаться по разным программам. Например, у руки имеется несколько вариантов движения, чтобы доставить палец к носу.
Программы движения строятся по образцу, который мы получаем из наблюдения за движениями другого человека. Также мы можем ориентироваться на схему или словесную инструкцию. Для формирования программы движения их необходимо повторять. При этом мы не делаем несколько раз одно и то же движение. Мы корректируем его при каждом новом повторении.
В военное время А.Н. Леонтьев работал в госпитале, где занимался восстановлением движения у раненых бойцов, имеющих ограничения в движении верхних и нижних конечностей. На тот момент основными методами восстановления являлись лечебная физкультура и трудотерапия.
Леонтьев А.Н., как создатель теории деятельности обратил внимание на разный характер движений в различных ситуациях. Например, раненый с ограниченной подвижностью пальцев не мог свести пальцы вместе более чем на полтора сантиметра, но по просьбе взять со стола карандаш, диаметром в несколько миллиметров, благополучно справлялся с этой задачей.
В данном госпитале Леонтьев с командой ученых организовал два цикла исследований, где изучались возможности движения поврежденных конечностей.
Оказалось, что движение по одной и той же траектории одной и той же поврежденной рукой проходит по-разному в зависимости от поставленной цели движения. Например, ставились такие цели.
1. Поднять руку с закрытыми глазами как можно выше.
2. Поднять руку с открытыми глазами.
3. Поднять руку до цифры на экране.
4. Взять предмет.
Каждый раз замерялся угол подъема руки.
В результате выяснилось, что угол подъема выше, когда ставится задача до чего-то дотянуться или что-то взять. Только при одном условии, если испытуемый действительно пытался достичь пространственную цель или хотел что-то взять, а не представлял это движение как гимнастическое упражнение.
Было установлено, что действие в рамках целенаправленной деятельности управляется совсем не теми структурами нервной системы, которые отвечают за гимнастические упражнения. При простых физических упражнениях внимание человека направлено на само движение, или на руку. У раненых бойцов такое движение приносило боль и как следствие желание поберечь себя. А при целенаправленных движениях, например трудовых, внимание было направлено на цель, или вещественный результат. При таком отношении к действиям боль уходила на второй план.
Таким образом, выяснилось, что эффект выполнения задачи зависит от отношения к действию. Предметом отношения может быть сама рука, движение, пространственная цель, вещественный результат. Причем предмет отношения не обязательно должен совпадать с поставленными задачами. Человек может тянуться до назначенной цели, но при этом прислушиваться к своим ощущениям, то есть иметь отношение к руке, а не к цели.
Так было установлено, что в восстановлении движений поврежденных конечностей в первую очередь важно учитывать отношение больного к своему дефекту. На начальной стадии восстановления оказалось полезной преобладание в действии отношения на вещественный результат. Например, в процессе выполнения трудовых действия акцентировать внимание на получение результата, а не движениях рук. А на следующих стадиях восстановления двигательной функции в рамках лечебной физкультуры хороший эффект приносило отношение к самому движению.
Возможно, вам будет интересна статья «Что означает жизнь человека с позиции отечественной психологии».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможностям применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.