Найти тему

Ха-ха-ха-хармс... Про великого поэта

«Господи, пробуди в душе моей пламень Твой. Освети меня Господи солнцем Твоим. Золотистый песок разбросай у ног моих, чтоб чистым путем шел я к Дому Твоему. Награди меня Господи словом Твоим, чтобы гремело оно, восхваляя Чертог Твой. Поверни Господи колею живота моего, чтобы двинулся паровоз могущества моего Отпусти Господи тормоза вдохновения моего. Успокой меня Господи и напои сердце мое источником дивных слов Твоих.

Сегодня, 2 февраля, годовщина смерти детского писателя Даниила Хармса. Творец, бунтарь, фантазер - как сложно ему было в советском мире, мире определенных взглядов на то что правильно и что непозволительно, мире где человек является просто винтиком в общем маховике, к тому же будучи сыном потомственной дворянки. Человек явно намного опередивший время, до конца многими непонятый.

Он с детства был очень талантливым и интересующимся поэзией. Рано увлекся авангардным искусством, с юности стал членом литературных групп, а затем одним из ярких представителей движения ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Причем его отец, например, не слишком одобрял его увлечений. Кстати у отца была прекрасная коллекция мкон, которая после его смерти оказалась конфискованной и помещенной в музей атеизма.

Мои стихи тебе

папаша

Напоминают просто кашель.

Твой стих не спорю много выше

Но для меня он шишел вышел.

Псевдоним Хармс взял то ли от английского слова «вред», то ли от французского «шарм», то ли немного изменив имя своего любимого литературного героя Шерлока Холмса. Скорее всего и то и другое вместе. Псевдоним удачный, яркий, запоминающийся. Как и стихи поэта.

Бегут задумчивые люди

Куда бегут? Зачем спешат?

У дам раскачиваются груди,

У кавалеров бороды шуршат.

«Господи, пробуди в душе моей пламень Твой. Освети меня Господи солнцем Твоим. Золотистый песок разбросай у ног моих, чтоб чистым путем шел я к Дому Твоему.

В поэзии Хармс постоянно эксперементировал с формой, рифмой, ритмом. А в жизни любил необычно одеваться и гулять по улицам города. Интересовался мистикой, занимался йогой, подолгу стоял на голове. Одно время очень увлекался творчеством Густава Майринка. Изобрел свой собственный шрифт. которым пользовался в дневниковых записях. Периодически подвергался арестам и сидел в тюрьмах. Считалось что он страдает психическим заболеванием.

Затем он стал мечтать вместе с женой жить в лесу, быть никем не замечанным, не узнанным. Но осуществить это уже не удалось.

Маша моделями вселенной

Выходит физик из ворот.

И вдруг упал, сломав коленный

Сустав. К нему бежит народ,

Маша уставами движенья

К нему подходит постовой

Твердя таблицу умноженья,

Студент подходит молодой

Девица с сумочкой подходит

Старушка с палочкой спешит

А физик всё лежит, не ходит,

Не ходит физик и лежит.

Нужно ли человеку что-либо помимо жизни и искусства? - писал поэт. - Я думаю, что нет: больше не нужно ничего, сюда входит всё настоящее.

Я захотел устроить бал, И я гостей к себе... Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый... Пирог, ножи и вилки тут - Но что-то гости... Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек... Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту... Когда же гости подошли, То даже крошек...

«Господи, пробуди в душе моей пламень Твой. Освети меня Господи солнцем Твоим. Золотистый песок разбросай у ног моих, чтоб чистым путем шел я к Дому Твоему.-2

Из дома вышел человек

С дубинкой и мешком

И в дальний путь,

И в дальний путь

Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед

И все вперед глядел.

Не спал, не пил,

Не пил, не спал,

Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре

Вошел он в темный лес.

И с той поры,

И с той поры,

И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его

Случится встретить вам,

Тогда скорей,

Тогда скорей,

Скорей скажите нам.

Свернуть