Чрезвычайно трудная задача – найти в XX веке деятеля искусства, на которого не повлиял бы Федор Михайлович Достоевский.
С самого юношества Достоевский задался целью решения загадки человека. Уже в его раннем творчестве были заданы вопросы и рассмотрены темы, которые Достоевский с усердием ученого будет исследовать всю свою жизнь.
Эти намерения оказали значительное влияние на весь западный мир и даже на некоторые страны мира восточного. Сегодня мы расскажем вам как это произошло.
Найти истину и решить загадку человека
В письме к своему брату Достоевский писал:
“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время”.
В то время Достоевский занимался не только поисками универсальной теории о человеке, но и поисками своего авторского почерка. Многими критиками лучшей его работой того периода признается психологический роман, написанный в 1846 – “Бедные люди”.
Этот психологизм может быть рассмотрен, как отличительная черта творчества Достоевского: перспектива, с которой писатель методично препарировал “внутреннюю империю” человека. Нередко конфликтом у Достоевского могли стать не только перипетии в отношениях персонажей, но сам конфликт – то о чем человек думает, что делает и как объясняет себе взаимосвязь между событиями.
До печально известной инсценировки казни 1850 года Достоевский отвергал следование обезличенным схемам и превыше всего ставил конкретного индивида и его мироощущение. Любая абстрактная идеология для него была чужеродна, потому что в ней отсутствовало само зерно индивидуальности, личного опыта. Последователь какого-либо учения не сможет реализовать себя как личность. Догмы выбранного им убеждения заставят его прожить не свою жизнь, отмечая свой опыт на кем-то подготовленной карте. И хотя и прежде Достоевский не был атеистом, это убеждение он впоследствии сменит на религиозный мистицизм, граничащий с фанатизмом.
Парадокс
В 1864 году Достоевский публикует “Записки из подполья”. Удивительным было то, что боль, страдания, ценности и мысли рассказчика внутри этого романа резко контрастируют с таковыми у самого писателя. Такая система будет прослеживаться у писателя и в дальнейшем. Он свободно наделял своих героев различными взглядами, идеалами и ценностями, был способен понять и изложить всю суть и подноготную персонажа, который расходился бы с ним во взглядах кардинально.
“Записки из подполья” многими будущими авторами и литературоведами обозначается как краегольный камень в фундаменте захлестнувшего европу XX века экзистенциализма.
Экзистенциальное влияние
Экзистенциализм – это теория или подход в философии, который подчеркивает существование человека как свободного и ответственного лица, определяющего свое собственное развитие посредством силы воли. Центральными конфликтами здесь становятся проблема мышления, чувств и действий, то есть по сути, сама проблема человеческого существования.
Экзистенциализм не был простой вивисекцией депрессии или одержимостью темными сторонами человеческой природы.
Абсурд и тревога в произведениях Франца Кафки (1883-1924) напрямую отражали психологию рассказчика. На идею работало все – от выбора слов до тем и событий. Спокойное принятие того, что в мире нет истин, а сам “мир” не особенно нуждается в человеке, который просто в нем существует – у Альбера Камю (1913-1960).
Жан - Поль Сартр (1905-1980) отвергал поверхностный взгляд проблематику экзистенциализма. Для него это – бунт против классической философии, где хоть какой-то намек на правду можно найти только обратившись к себе. Эта совокупность идей и подход продолжали развиваться в течение XX века, создав одно из самых диверсифицированных и личных философских учений в человеческой истории.
Попыткой построить свои взгляды на личном опыте, а не заранее по заранее подготовленным многолетней практикой философии чертежам.
И важнейшую роль в развитии этого процесса в литературе сыграл Федор Михайлович Достоевский.