В сентябре 2020 Правительство КНР обнародовало ряд мер по усилению контроля над частным бизнесом, обязуя создать Единый фронт для регулирования большей части национальной экономики. Однако в конце 2022 на фоне экономической рецессии в Китае власти выразили намерение смягчить давление на частный сектор.
Период осуществления политики «нулевой терпимости к COVID-19», а также локдаун в самом крупном финансовом центре Китая Шанхае, существенно сказался на развитии бизнеса во многих его областях. Еще в 2021 году доля частного сектора в ВВП страны составляла более 60%, что обеспечивало почти две трети потенциала развития Китая. Тем самым, Компартия приняла решение «навести порядок» в столь стремительно развивающемся и немало важном секторе китайской экономики и избавиться от возможных побочных эффектов. Тем не менее, по информации Государственного управления по регулированию рынка КНР, за 2022 год число новых предприятий превысило 160 млн с приростом на 4,3% в годовом выражении.
В конце 2022 года, согласно докладу Национального бюро статистики КНР, доля ВВП в Китае составила 3%, вместо ожидаемых 5,5%. Ожесточенные меры контроля над китайским бизнесом не столь позитивно сказались на состоянии крупных техгигантов страны и спровоцировали череду дефолтов на рынке недвижимости.
Одним из наглядных примеров последствий усиления влияния государства в частном секторе Китае стал кейс Ant Group, крупнейшей китайской компании, занимающейся проведением платежей Alipay через свою цифровую платформу.
Намереваясь снизить зависимость китайских компаний от западного капитала, Китай активно стремился к регулированию активов крупных китайских корпораций, что вынудило Ant Group отказаться от участия в масштабном за всю историю существования компании IPO. Размещение IPO остановили на двух крупных фондовых рынков Китая: Шанхайской бирже STAR Market и Гонконгской бирже. Некоторые аналитики рассуждают, что требования к Ant Group изменились и компанию рассматривают в качестве крупной финансовой организации нежели как IT-компанию, а требования к такому классу намного серьезнее.
Следует сказать, что китайский фондовый рынок является одним из волатильных рынков мира. На данный момент Шанхайская фондовая биржа (STAR Market), Гонконгская фондовая биржа и Шэньчжэньская биржа (SZSE) являются крупнейшими торговыми площадками и рыночными агрегаторами Китая.
Самые стабильные дивиденды на рынке Гонконга приписывают таким крупным китайским банкам, как Bank of China, China Construction Bank (CCB), Industrial & Commercial Bank of China (ICBC), размер активов которых последние годы находится на уровне 8,5%-9%.
После всех экономических потрясений, с которыми столкнулся Китай, план и надежда на улучшение ситуации все же существует. 17 января на Всемирном экономическом форуме вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ поделился своим прогнозом на 2023 год: «Китайскую экономику ждет улучшение. Если мы будем усердно работать, то в 2023 году темпы экономического роста КНР вернуться к своей нормальной тенденции».
Директор по международному сотрудничеству компании ChangeLab Вадим Тимохин поделился конструктивным мнением по поводу возможного «оживления» китайского бизнеса после столь затянувшегося периода стагнации.