2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва – одна из самых кровопролитных и ожесточенных операций Великой Отечественной войны. Именно с победы советских войск в Сталинграде начался коренной перелом в ходе Второй мировой войны.
За 125 суток обороны и 76 суток контрнаступления Красной армии обе стороны понесли значительные потери, превышающие миллион человек в обоих случаях. Когда 10 января войска Донского фронта начали операцию «Кольцо», окруженная группировка 6-й полевой армии насчитывала около 250 тысяч солдат. После сокрушительного разгрома немецких войск и их капитуляции, в плен попало более 91 тысячи воинов немецкой армии. Еще свыше 16 тысяч человек попало в советский плен до начала финальной операции Сталинградской битвы.
На попечение советской медицинской службы поступило несколько десятков тысяч раненых и больных военнопленных. После завершения тяжелых боев немецкие солдаты и офицеры были истощены, среди них разразилась эпидемия сыпного тифа, многие также имели боевые ранения.
Все это способствовало достаточно высокой смертности, из-за чего уже в марте 1943 года советским командованием были приняты меры для улучшения ситуации. Для лечения использовались лазареты лагерей для военнопленных, специальные госпитали, выделялись палаты и отделения в госпиталях, в которых лечили раненых и больных воинов Красной армии.
Сегодня мы предлагаем рассмотреть один из таких архивных документов – приказ Л.Г. Ратгауза от 9 марта 1943 года.
Приказ помощника начальника ГВСУ КА генерал-майора медицинской службы Ратгауза был отправлен от Санитарного отдела Сталинградской группировки войск начальнику санитарного отдела Сталинградской группировки войск ФЭП 61, ФЭП 73, Начальникам ЭГ 1787, 5070, 3249, МСБ 283, 4950, 4939, 2149, 4947. Приводим текст приказа:
В целях упорядочения поставки лечебного дела в госпиталях приказываю:
1. При поступлении в госпиталь все раненые и больные военнопленные обязаны пройти тщательную и всестороннюю санитарную обработку и в дальнейшем регулярно, через каждые 10 дней таковую повторять с обязательной стрижкой всех волосистых частей тела, дезинсекцией обмундирования и белья и прохождения через баню. Добиться в кратчайшие сроки полного обесвшивливания и впредь не допускать таковую.
2. Помещения для раненых и больных военнопленных содержать в должной чистоте, требуя от санитаров из числа военнопленных тщательной уборки как помещений, так и дворов. Все помещения, где размещаются больные, должны иметь отопительные приборы, регулярно отапливать, поддерживая нормальную комнатную температуру.
3. На всех раненых и больных завести медицинскую документацию с обязательным измерением температуры и записью всех врачебных назначений. Разрешаю работающим пленным немецким врачам документацию вести на немецком языке.
4. Выписку выздоровевших проводить только после восстановления сил и бодрого самочувствия, а до этого при госпитале создавать команды выздоравливающих, используя таковые на различных хозяйственных работах.
5. Принять все меры к бесперебойному снабжению продовольствием, согласно положенных норм.
6. В самое короткое время добиться полного прекращения смертности от истощения.
7. Умерших убирать с помещений немедленно в специально отведенные морги, откуда после 3-4 часов пребывания, хоронить в отведенных местах.
8. Бесперебойно обеспечивать медикаментами и перевязочными средствами в пределах потребности, принимая меры к экономному и бережному расходованию таковых.
9. Максимально использовать местные резервы и ресурсы для наиболее полного проведения мероприятий.
10. Начальнику опергруппы ФЭП 73 – военврачу I ранга Гольдфельду систематически проверять выполнение госпиталями данных указаний.
О гуманном отношении к немецким военнопленным свидетельствовали К.К. Рокоссовский и Ф. Паулюс в своих воспоминаниях. Кроме того, сохранились и официальные документы, которые также демонстрируют стремление сохранить как можно больше жизней. С августа 1941 года Леонид Германович был помощником начальника Главного военно-санитарного управления по ВВС Красной Армии, флагманским врачом Военно-воздушных сил Красной армии. После разгрома войск противника под Сталинградом руководил работой медицинской службы Сталинградской группировки войск.
Также вы можете познакомиться с материалом о сложностях медобеспечения во время битвы на Волге.