Найти тему
Путевые заметки

Роскошь и руины ж/д вокзала в Сухуме. Что ждёт его в будущем?

"Сухум - мой милый солнечный город, сколько раз я признавалась в любви к тебе?! Ты, город, переживший многое на своём веку, но оставшийся тихой гаванью для романтиков, имеющий своё, неповторимое очарование. Не могу любить тебя только за красоту и лоск, ты в моём сердце, в моей душе!"

Да-да, снова и снова я говорю о Сухуме, который поражает своей красотой - настоящей и былой. Пока былой красоты остается ещё достаточно, хотя понемногу, маленькими шажками, город преображается.

Но, к сожалению, пока ещё остаются здесь полуразрушенными такие архитектурные шедевры, как железнодорожный вокзал, который сильно пострадал во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Движение поездов тогда полностью прекратилось, а само здание использовалось как склад боеприпасов. Вокзал бездействовал до 2004 года, когда было восстановлено полноценное движение.

Когда-то здесь ожидали своего поезда тысячи пассажиров.
Когда-то здесь ожидали своего поезда тысячи пассажиров.

Сколько нелестных слов сыплется со всех сторон в адрес этой грандиозной заброшки! Да, это лицо города, его визитная карточка, это то, что первым видит гость, выходящий из поезда. Но, очень много но...

Несмотря на аварийное состояние сухумский вокзал до сих пор сохранил своё архитектурное величие и стиль.

В середине прошлого века он считался крупным, по классификации тех времен, к этой категории относились вокзалы, рассчитанные на одновременное пребывание от пятисот до тысячи человек.

Здание сильно пострадало, но о его былом великолепии напоминают сохранившиеся детали.
Здание сильно пострадало, но о его былом великолепии напоминают сохранившиеся детали.

Как и большинство других в Абхазии, сухумский вокзал был построен в советское время. Он был открыт в декабре 1951 года. Проектировали его архитекторы Леван и Лола Мушкудиани.

Фасад облицовывали мрамором и гранитом. Окна, кассы изготавливались из каштана. Пол ресторана был покрыт паркетом.

Стоимость отделочных работ в 1951 году дошла до неприличных 24% от общих затрат на строительство, а кубометр здания обходился казне в 315 рублей.

Архитекторам указывали, что в композиции излишни башня со стороны привокзальной площади и бельведер у перрона - легкая постройка на возвышенности с хорошим обзором. Недостатком тогда считалось и большое количество отдельно стоящих зданий, которые якобы ухудшают обслуживание пассажиров.

Старики ещё помнят, как строили центральный вокзал во второй половине сороковых годов прошлого века. Главной рабочей силой во время строительства были заключенные.

Посмотреть на новенький, роскошный сухумский вокзал ходил весь город.

Сейчас заброшенные залы вокзала как будто все еще ожидают своих посетителей и борются за право "жить".

Сухумский вокзал впечатляет своей красотой, для него характерна богатая лепнина и красивая отделка.
Сухумский вокзал впечатляет своей красотой, для него характерна богатая лепнина и красивая отделка.

Здание периодически приводится в порядок, но до капитального ремонта дело так и не дошло. В 2019 году руководство предприятия "Абхазские железные дороги" строило большие планы по восстановлению вокзала, говорилось о полной реконструкции.

Генеральный директор РУП "Абхазская железная дорога" Алхас Вартагава, в 2019 году, в интервью Sputnik Абхазия рассказал о том, какие работы уже ведутся на Сухумском вокзале, и что еще предстоит сделать:

"Мы начали делать новую капитальную ливневку, предстоит ее закончить. Самый главный вопрос - это канализация, чтобы после ремонта утечек воды нигде не было. Также планируется укладка асфальта. На государственном уровне в плане – восстановление здания вокзала", - отметил он.

Насколько я вижу своими глазами, дело действительно довели до конца. Получилось избавиться от регулярного затопления вокзальной площади после дождей.

Долгие годы привокзальную площадь "украшали" многочисленные ямы и выбоины. Но, в прошлом году, наконец-то исправили ситуацию - уложили новый асфальт на часть площади перед вокзалом. Теперь можно хотя бы спокойно подъехать и выйти из машины не угодив в лужу.

Остальные кардинальные изменения пока что ждём'с ...

P.S. За столько лет своего пребывания в Сухуме, мне впервые удалось зайти внутрь вокзала, ведь все возможные входы всегда были огорожены металлическим забором. А в этот раз проходя мимо мы с дочкой увидели небольшой лаз в заборе и не смогли не воспользоваться случаем, чтобы посмотреть на всю красоту, что спрятана внутри. Поэтому, в этой публикации, я делюсь с вами теми кадрами, которые удалось сделать.

Если Вам понравилась публикация, оценивайте, подписывайтесь , делитесь с друзьями в соцсетях!

Еще много интересных статей на канале "Путевые заметки":