Ярославово дворище, второй по значению градостроительный и общественно-политический центр древнего Новгорода, расположен напротив Детинца на Торговой стороне. Ещё в первые десятилетия XI века на этом месте Ярослав Мудрый построил княжеский дворец. Название "дворище" появилось в конце XV века в значении места, где прежде был двор.
От княжеского двора до наших дней сохранилась единственная постройка - Николо-Дворищенский собор, который изначально был воздвигнут как дворцовая церковь. В 1478 году Иван III потребовал отдать ему Ярославов двор, вечевой колокол увезти в Москву, а недовольных новгородских бояр выслать в московские земли. На их месте поселились московские "гости", среди которых были представители богатого купеческого рода Сырковых. Ими в южной части дворища были построены церкви Жён Мироносиц и святого Прокопия. В 1568 году в Новгороде появился Денежный двор, располагавшийся, по-видимому, между церковью Жён Мироносиц и утраченной церковью Святых Отцов.
С XII века вокруг Ярославова двора располагался Торг, а вдоль берега Волхова шли пристани, ближе ко двору подступали торговые ряды и церкви, некоторые из которых принадлежали купеческим товариществам. Располагались здесь также Готский и Немецкий иноземные дворы. В начале XVII века центральная часть торга вошла в специально выстроенный Гостиный двор.
В годы Великой Отечественной войны памятники Ярославова дворища получили различные степени повреждения или были полностью разрушены. По Генплану развития Новгорода 1945 года Ярославово дворище стало частью историко-архитектурной охранной зоны, а в 1992 году было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николо-Дворищенский собор - это первое каменное сооружение на Торговой стороне и древнейший из сохранившихся русских храмов в честь святого Николая Чудотворца. Собор основан в 1113 году князем Мстиславом, сыном Владимира Мономаха. Изначально он имел статус "придворного". Около середины XII века, после превращения собора в городской храм, в его юго-западной части была устроена винтовая лестница для подъёма на полати.
Архитектура собора восходит к киевской традиции конца XI века, отличаясь от неё более выраженной вертикальной организацией объёма. В соборе в разное время существовали приделы, а в XV веке основной объём был разделён на два яруса деревянным накатом. После серии пожаров в XVII веке вместо него было устроено каменное перекрытие на сводах. В XIX веке появляются нынешние пристройки собора, северная из которых украшена миниатюрными ионическими колоннами.
В соборе сохранились фрагменты росписи, выполненной около 1120 года - изображение святого Лазаря, орнаменты в оконных проёмах, а также части композиций "Иов на гноище" и "Страшный суд", размещавшихся в нартексе (преддверии храма). Ниже мои фотографии из собора. См. также моё видео с внутренним интерьером храма по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63dbfcc26ac4bc6f6d77925f.
В 1994-1999 годах проведена комплексная реставрация собора с воссозданием отдельных элементов архитектуры XII века.
Остальные храмы на территории Ярославова дворища мы не посещали, так как большинство из них было закрыто. Поэтому только фотографии внешнего вида этих исторических сооружений.
Церковь святого Иоанна Предтечи была заложена в 1127 году князем Всеволодом в честь рождения сына Ивана. В 1130 году церковь была передана корпорации новгородских купцов-вощаников - "Иванскому сто". Здесь хранились эталоны мер и веса, вершился купеческий суд. В годы фашистской оккупации храм пострадал сильнее всего. В 1951-1955 годах памятник восстановлен в формах XV-XVII веков.
Следующая, церковь Успения на Торгу - последняя по времени княжеская постройка в черте города - заложена новгородским князем Всеволодом в 1135 году. Церковь основана в память битвы новгородцев с суздальцами на Ждане горе в 1134 году, где погибло много новгородцев. Дошедшее до нашего времени здание является результатом капитальных перестроек после пожаров 1541, 1606 и 1745 годов. Древние стены церкви сохранились лишь на высоту 1,2 метра.
Ещё один храм - каменная церковь Георгия на Торгу. Построена в 1356 году жителями улицы Лубяницы на месте одноимённой деревянной церкви, заложенной князем Всеволодом Мстиславичем в 1133 году. Исследования начала 1970-х годов выявили. что от постройки XIV века сохранился фундамент из булыжника, на высоту 4,5 метра - стены из ракушечника и серой известняковой плиты, западный портал и ниша над ним. Нынешний вид церкви относится к 1750-1754 годам, когда, после пожара 1745 года и последовавшего за ним обрушения сводов, храм был капитально перестроен.
Необычно выглядит среди всех построек церковь Параскевы Пятницы на Торгу, которая построена в 1207 году на месте деревянных храмов XII века. её заказчики - новгородские купцы, торговавшие с "заморскими странами". Её посвятили святой, считавшейся на Руси покровительницей торговли. Церковь неоднократно восстанавливали после пожаров 1340 и 1650 годов. В XIX веке обветшавшая церковь была спасена от разборки радением прихожан, собравших деньги на ремонт. Реставрационными работами 1958-1962 годов церковь восстановлена с сохранением элементов XIV-XIX веков и разновременных кладок.
Церковь Жён Мироносиц возведена в 1510 году на месте неоднократно горевшего и возобновлявшегося храма, основанного, по-видимому, ещё в домонгольский период. Строитель храма - московский гость Иван Сырков - родоначальник крупнейшей купеческой фамилии. Церковь Жён Мироносиц открывает новый период в зодчестве Великого Новгорода, связываемый с его вхождением в централизованное Российское государство. С веками облик церкви менялся, в 1958-1963 годах памятник восстановлен в формах начала XVI века.
Церковь святого Прокопия сооружена в 1529 году по заказу купца Дмитрия Ивановича Сыркова на месте неоднократно горевшей одноимённой церкви. Её архитектурный облик служит образцом взаимодействия новгородских и московских традиций. После пожара 1745 года церковь долгие годы стояла без покрытия и вновь была освящена в начале XIX века. В 1952-1956 годах оказавшийся после войны в аварийном состоянии памятник восстановлен и частично реставрирован.
Сооружённая в 1684-1685 годах, предположительно, московскими каменщиками, шатровая колокольня Николо-Дворищенского собора - одна из самых ранних новгородских построек такого типа. Шагом вперёд было устройство в гранях шатра двух рядов узких слуховых окон, что улучшало акустические возможности этого сооружения.
Первый колокол для Никольской колокольни, весом 106 пудов, доставили из Москвы. Крупным перестройкам колокольня не подвергалась. В 1951-1952 годах проведён капитальный ремонт с восстановлением всех элементов, утраченных в годы фашистской оккупации.
Новгородский Гостинный двор - место, где велась торговля, размещались мастерские ремесленников, хранились товары и останавливались на постой купцы. Впервые он упоминается как комплекс деревянных построек, наполовину сгоревших в большом пожаре 1606 года. Каменный Гостинный двор был заложен в 1692 году по указу Петра I. Проект разрабатывал "каменных дел подмастерье" из Москвы Семён Елфимов, строительством руководил его земляк Гурий Вахромеев. Он представлял собой замкнутый комплекс построек, расположенных вокруг двора в форме каре, с тремя проездами. В 1770-е годы Гостинный двор реконструировался: с севера появились присутственные места, с запада - аркада, состоявшая из открытых галерей, примыкавших к торговым рядам.
В 1941-1944 годах здания Гостинного двора были разрушены, до нашего времени сохранился лишь западный ряд аркады, дополненный несколькими звеньями, и восточная Воротная башня, восстановленная в 1948-1950 годах в формах XVIII-XIX веков.
19 июня 2009 года во время празднования XXIX Ганзейских дней в Великом Новгороде, который в средние века был крупным партнёром Ганзы - торгового союза немецких городов, был открыт Ганзейский знак в виде гранитной плиты диаметром 8 метров, инкрустированная мозаичными панно, изображающими гербы 16 стран Ганзейского союза, в центре невысокий фонтан. С 1993 года Великий Новгород стал полноправным членом Ганзейского союза нового времени. Так как ганзейский знак был под слоем свежевыпавшего снега, то мне удалось сфотографировать только, расположенную ближе к берегу реки Волхов, бронзовую скульптуру. Она представляет собой два стилизованных качающихся на волнах когга - древних парусных судов, сблизившихся между собой. Вместо парусов - сплетённые кроны деревьев, как символ единения старой и новой Ганзы. См. фото ниже.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить интересное.