В медийном пространстве вокруг Татарстана разгорелся громкий скандал, вызванный... кошачьей обложкой новогоднего номера одноименного журнала.
Год амбивалентного кота
Начиналось празднично и в приподнятом настроении - с презентации январского номера журнала "Татарстан", который был посвящен наступившему по китайскому гороскопу Году кота (зайца, черного водяного кролика). https://t.me/protatarstan/2642
На мероприятие были приглашены журналисты, руководители медийной сферы и другие причастные лица. Включая популярного казанского художника Альфрида Шаймарданова, иллюстрации картин которого украсили обложку журнала.
Выпуск нового номера для журналистов - это как рождение ребенка. Особенно, если он приурочен к важному событию. Большое внимание при этом уделяется титульному листу, который должен быть ярким, привлекающим внимание читателей. И коллективу журнала это удалось: январский выпуск вызвал небывалый резонанс, с которым региональное издание вряд ли когда за всю свою вековую историю сталкивалось.
21 января редакция приветствовала своих читателей праздничным номером, который привлекал внимание двухцветным, даже амбивалентным (судя по слогану) котом: https://t.me/protatarstan/2618
Резонанс, которого не ожидали
Уже через пару дней в рунете появились критические публикации. Первые информационные выстрелы прозвучали в социальных сетях - Телеграм и ВКонтакте. https://t.me/mash_iptash/4310
Новую обложку журнала "Татарстан" проверят на экстремизм. Она не понравилась активистам движения "Сорок Сороков".
Первую страницу выпуска (издание входит в "Татмедиа") журналисты посвятили наступившему по китайскому календарю году Кота. Нарисовал её художник Альфрид Шаймарданов. Но чутка переборщил с оптимизмом.
На темной стороне, там, где старое и прошлое, у художника оказалась православная церковь. Такая метафора оскорбила активистов. "Сорок Сороков" обещают написать заявление в СК.
Тут требуется пояснение: дело в том, что обложку не рисовал вышеупомянутый художник - скорее, это коллаж, скомпонованный из двух его отдельных картин, изображавших белого и черного котов. На каждой из них есть мусульманские и православные символы Казанского кремля. Но при монтаже часть из них оказалась обрезанной, поэтому черному коту достался местный Благовещенский собор, а белому - мечеть Кул Шариф. Что, естественно, не всем пришлось по нраву, учитывая ещё контрастный слоган к иллюстрации.
Далее отдельные информационные выстрелы слились в настоящую канонаду, гремевшую в медийном пространстве всю прошедшую неделю. Депутат Государственной Думы РФ Виталий Милонов, к примеру, увидел в случившемся зловредные происки Англии. А его коллега от Татарстана Елена Ямпольская сообщила об изъятии тиража журнала:
«Первый вопрос коллегам задала про январский номер журнала «Татарстан», провокационная обложка которого вызвала мощный негативный резонанс. Сообщаю: из розницы тираж номера изъят. Решение единственно верное», – сообщила она в своем телеграм-канале.
Стадии принятия ситуации
Редактор журнала Татьяна Вафина, переехавшая в Татарстан из Самарской области, пыталась объясниться в сети. Выражая вначале недоумение возникшим ажиотажем, поскольку де никакого умысла не было, а номер и обложка были посвящены исключительно Году кота. https://t.me/mash_iptash/4310 и https://t.me/prtatar/4929.
Затем возмущение: https://t.me/protatarstan/2686
И, наконец, публичные извинения. Как русская, православная верующая от лица многонационального и многоконфессионального коллектива редакции: https://t.me/protatarstan/2700
Тема религии никак не затрагивается в данном номере. Поэтому, если редакция «Татарстана», в которой есть представители разных национальностей и конфессий, чем-то оскорбила верующих – цветом обложки или анонсом, если кто-то неверно истолковал наш творческий замысел – приносим свои искренние извинения. Всё было так, как замышлялось, и никак иначе.
И я, главный редактор Татьяна Вафина, как православная, заверяю верующих, что журнал «Татарстан» всегда относится с большим уважением к своим единоверцам и всегда выступает за мир и взаимопонимание.
В общем, редактора журнала в течение нескольких дней заставили пройти почти все стадии по модели Кюблер-Росс: от недоумения, гнева и отрицания до смирения и принятия ситуации.
Извинения также принесли руководители медийной сферы Республики Татарстан. Пообещав принять меры по недопущению подобных инцидентов: https://t.me/ra_tatmedia/1499
С умиротворяющими заявлениями выступили Духовное управление мусульман РТ:
Мы в Татарстане знаем цену добрососедской гармонии – это очень хрупкая материя. Каждое необдуманно и неосторожно сказанное слово может навредить и стать причиной недоразумений. На примере обложки журнала «Татарстан» мы это увидели отчетливо.
Сохранение добрососедских отношений требует мудрости и терпения. А природа человека такова, что он видит в другом ровно то, что происходит в его собственном внутреннем мире. Гармоничный в душе человек узрит в делах своего соседа красоту и хорошие намерения, злобный – коварство. Поэтому в исламе подозрение и выискивание чужих недостатков является грехом.
и Татарстанская митрополия:
Благодарим редакцию журнала «Татарстан» за разъяснения. От себя добавим, что ситуации с неаккуратной подачей материала или с неверным истолкованием информации, к сожалению, случаются. Однако важно не допустить, чтобы частные случаи (и частные мнения) отразились на жизни большинства жителей республики Татарстан.
В нашей республике все народы живут в мире и согласии. Мы ценим заботу руководства Татарстана о православных верующих, дорожим добрыми отношениями с нашими братьями мусульманами, которые, как и мы не живут по китайскому календарю.
Для нас наступил не год чёрного или белого кота, а 2023 год от Рождества Христова. Мы верим, что этот год будет годом милости и благости Божией, годом мира и любви к ближним.
Кто хуже незваного гостя
Для чего я так подробно рассказываю об этой ситуации? Чтобы наглядно показать, как в Татарстане решаются проблемы, возникающие (пусть даже по ошибке) в чувствительной межнациональной сфере. А такие инциденты происходят, конечно, не только в одном регионе. В этой связи вспоминается похожий скандал в Забайкалье.
В мае 2013 года на улицах Читы появился билборд, установленный редакцией местного издания "Вечорка". На нем красовалась огромная надпись: "Незваный гость - хуже татарина".
Понятно, это также породило резонансный скандал. Учитывая, что Чита - многонациональный город и татарская община проживает в нём ещё с царских времен.
Протест заявили местные национальные общины, негативно высказались общественные деятели Татарстана, с осуждением выступил даже председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин.
"Какие бы политические или рекламные цели ни ставили инициаторы подобной акции, использование архаичных поговорок, унижающих чувство собственного достоинства целого народа, я считаю политически близоруким и безответственным шагом", - сказал спикер татарстанского парламента.
Были предприняты юридические шаги: обратились с заявлениями в полицию, прокуратуру, даже в суд города Читы. И что же? А ничего-с. Полиция не нашла в провокативном плакате никакого криминала.
Прокуратура перенаправила запрос.. в местный избирком, который также не усмотрел в скандальном билборде нарушений законодательства. Читинский суд солидарно со всеми отказал в иске возмущенным горожанам. Билборд с оскорбительным для татар содержанием продолжал висеть на улицах города, к вящему удовольствию его создателей. Которые гордо позиционировали себя в качестве "хранителей сакрального русского слова".
Нет, это не другое
Конечно, найдутся те, кто скажут: но это же совсем другое. Речь, мол, о народных пословицах и поговорках. Ну, допустим. А представьте себе, если бы на улицах российских городов появились другие "сакральные слова" - скажем, известные по Далю поговорки о евреях - какая была бы реакция? Столь же безмятежная и пассивная, или возник бы громкий скандал с международными последствиями?
Мне кажется, национальные чувства одинаково ранимы и нуждаются в осторожном, бережном отношении - не только в Казани, но и в Чите, Москве, других городах и весях России. Требуя от окружающих уважения к своим национальным, религиозным чувствам, нужно и самому проявлять такие же позитивные качества к другим согражданам.