Часто, прозванивая квартиры для клиентов и уточняя, какие же документы являются основанием собственности, слышу: свидетельство о собственности или выписка из ЕГРН ( единый государственный реестр недвижимости).
А это не так.
Документы на недвижимость нужны для любого банка (если ипотечная сделка), любому потенциальному Покупателю, да и во многих учреждениях просят показать на основании чего у вас возникла собственность.
Но, в качестве основного документа по своей недвижимости, люди часто показывают совсем не то.
И основные документы ( договор купли продажи/ дарения/ и тп) говорят- потеряли, или,- зачем они вам, вот же, «свежая» ЕГРН.
Так вот, свидетельство о собственности или выписка из ЕГРН не являются документами, на основании которых право собственности на недвижимость возникает.
Свидетельство или выписка из ЕГРН - это документ, подтверждающий факт возникновения права собственности.
Собственность появляется на основании чего то... это может быть купля продажа, приватизация, рента, дарение, свидетельство о праве на наследство, договор отступного, решение суда и прочее..
❗️Такие документы называются - правоустанавливающие документы.
Они перечисляются в свидетельстве о собственности или выписке из ЕГРН.
❗️ВАЖНО!
Сейчас очень много сделок регистрируется в электронном виде, и соответственно все подписанные договора остаются без печатей, и многие почему то не считают нужным их хранить.
А это важные документы, которые точно вам когда либо понадобятся!
❗️Кроме прочего, должны храниться ВСЕ документы, которые указаны у вас в свидетельстве (выписке) как документы основания.
Например, в качестве документов оснований, кроме договора купли-продажи, указан еще и акт приема-передачи. Значит, нужно сохранить и акт.
Хотя акт приема-передачи объекта в любом случае не помешает сохранить...
Или к договору передачи идёт ещё свидетельство о праве на наследство.
Оба этих документов важны!
Зачем нужно хранить правоустанавливающие документы, если право собственности уже зарегистрировано?
Без правоустанавливающего документа невозможно понять его содержание.
❗️В договоре могут быть указаны дополнительные ограничения.
Например, есть условие, что некто имеет право пожизненного проживания в квартире.
Выписать такое лицо будет невозможно, даже по суду, и новый собственник получит многие проблемы..
Что делать, если вы потеряли правоустанавливающий документ?
Если вы приобрели объект после 31.01.1998 года, при утере документа за восстановлением нужно обратиться в Росреестр за заверенной копией.
Это можно сделать через МФЦ.
Если право собственности возникло до 31.01.1998 года, в Москве, например, восстановить архивный документ можно онлайн.
Сейчас копии архивных документов о правах на жильё можно будет получить в электронном виде на портале mos.ru.
Вообще, в целом, нужно хранить весь архив документов на недвижимость, начиная с момента возникновения первого собственника.