Недавно в нашу редакцию написала калужанка Анна:
«Добрый день! Когда уже расселят дом на Болотникова, 2? Это тихий ужас! В секциях полы проваливаются, тёплой воды нет! В туалет зайти страшно! В комнатах – холод, люди плесенью дышат. Батареи ледяные. Тараканы – мутанты! Чиновники обещали переселить в 2014 году, а сейчас наш дом не попадает под расселение! Жить там невозможно».
Мы отправились по указанному адресу, чтобы разобраться в ситуации.
Жилье для строителей
— Проблем здесь множество, – рассказывает жительница дома Ольга ИГУМНОВА. – Замерзают стены, плохое отопление уже не первый год. У многих в комнатах плесень. По фасаду здания трещины – расходятся у каждого подъезда, кирпичи выпадают. Был уже случай более десяти лет назад, когда балкон упал, сейчас второй на подходе.
Ольга Николаевна с мужем живут в этом доме три десятка лет. Женщина рассказывает, что раньше это общежитие 1960-го года постройки было временным жильем для работников строительной отрасли. Семьи заселялись, пока ожидали получения квартир.
Но в 90-е наступили нелегкие времена, все было поставлено на паузу, а по прошествии времени, как водится, о строителях и вовсе забыли. Годы шли, общежитие получило статус многоквартирного дома, а комнатки стали коммунальными квартирами. Это, пожалуй, единственные изменения, связанные с домом.
Сегодня он в таком состоянии, что выглядит насмешкой над жильцами от «благодарных» потомков.
Дело в том, что руками супруга калужанки – Геннадия Владимировича – строились несколько знаковых для города объектов. Первый монолитный дом на Тайфуне и одна из главных артерий Правобережья – новый мост через Оку.
За многолетний труд мужчина удостоен почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации», которое ему торжественно вручали в Москве.
И вот теперь тот, благодаря кому многие калужане живут в комфортных уютных квартирах в новеньких микрорайонах, по иронии судьбы доживает свой век в развалюхе…
Жить в чистоте хочется
Ольга Игумнова ведет нас по всем этажам дома. С удивлением узнаем, что и подвал здесь жилой. Более того, ранее в нем располагалась сауна и вполне себе процветала не один год. Сейчас подвал по-прежнему сдается в аренду. Кому идут деньги и на что – вопрос. Но явно не в общий счет многоквартирного дома.
— У нас в доме только холодная вода, горячей нет. Люди бойлеры вешают, кто – что придумает. Вот кухня. Ремонт сделать невозможно, потому что идут постоянные заливы, протечки.
В каком состоянии подъезды – сами видите. Все равно моем иногда. Инициаторы есть – у кого нервы сдают. Жить ведь в чистоте хочется.
Выживают, кто как может, а куда деваться? – добавляет Ольга.
В списках не значится?
Как оказалось, ранее жильцам обещали расселение, а потом дом внезапно пропал из всех списков.
Калужанин Денис САЛТЫКОВ 8 июня 2020 года оставил комментарий на официальной странице губернатора Владислава Шапши:
«Вечер добрый. Город Калуга, по улице Болотникова, дом № 2 убрали из списков на расселение. Что-то не пойму, он что, взял и починился? Живу в доме третий год, по-моему там становится только опаснее и страшнее».
Поиск в интернете выдал нам списки домов на расселение за 2015 год и там, действительно, числится дом № 2 по улице Болотникова. То есть люди не без причины надеялись, что их расселят.
Однако Городская Управа Калуги и Управление ЖКХ сейчас отвечают одно: «Дом аварийным не признан».
Комнаты промерзают
К разговору присоединяется мужчина в возрасте, представился Николаем Николаевичем. Калужанин всю жизнь проработал на стройке, возводил дома на улице Тульской, Хрустальной, многоэтажки в Анненках. Сейчас на пенсии, ноги болят, работать не может. Николай ОБРЕЗКОВ пригласил нас к ним с супругой показать батареи.
Галина Ивановна, жена калужанина, в этот момент болела, лежала с температурой в одной из комнат.
— У меня в комнате батареи холодные уже лет 10, в прошлом году жаловались в ЖКО и в ГЖИ, все по-прежнему, – говорит Николай Николаевич. – Одна сторона в доме греет хорошо, другая – ледяная. Вот сейчас четыре дня морозы стояли, в комнате температура была 14 градусов. На окнах внутри наледь.
— Я в эти дни дома была вот и заболела, – тихо говорит Галина Ивановна. – В самые морозы в комнате было очень холодно, я промерзла.
— Дворника нет, хотя ежемесячно с нас за него деньги собирают, – продолжает калужанин. – Обвалилось все, провода торчат, на перилах ни деревяшек – ничего. Никакого ремонта больше 30 лет не делали. Двери в подъезды закрываются плохо, скребут по полу. Лестницу вы и сами видели.
Эта лестница встречает входящих в подъезд. Жильцы рассказали, что здесь в разное время уже травмировались мужчина - получил ушиб почек и девушка - у нее был перелом ноги.
Предыстория
В марте 2019 года наши коллеги – журналисты из ГТРК снимали сюжет о многострадальном доме, проблемы были те же.
Тогда начальник отдела управления ЖКХ города Калуги Елена КУРОЧКИНА ответила журналистам: «У нас в настоящее время разработан план-график на 2020-2035 годы. В данный план-график внесены работы и по капитальному ремонту Болотникова, 2. Работы начнутся с 2022 года».
Прошло почти четыре года, но до сих пор ни о каких работах и речи нет.
Мы обратились с запросом в различные ведомства, включая Горуправу и управление ЖКХ, пытаясь выяснить, почему дом выкидывают из всех программ и упорно не замечают.
Официально
По уточнению управляющей компании (далее – УК, прим. ред.), когда она принимала дом в октябре 2019, он уже находился в состоянии, требующем капитального ремонта, что подтверждается решением Калужского районного суда.
Сетям указанного дома сейчас 63 года, при том, что срок службы трубопроводов составляет 40-50 лет в зависимости от условий. Капитальный ремонт не проводился, УК своими силами латала определенные участки.
В доме отсутствует подвальное помещение, в связи с чем инженерные сети проложены под деревянными, бетонными полами. Их обслуживание невозможно из-за отсутствия доступа к ним.
Инженерные системы требуют капитального ремонта, подчеркивает УК.
Управление ЖКХ Калуги ответило, что 14 лет назад, в 2009 году, суд возложил на них обязанность провести капремонт указанного дома. И вот ремонт кровли дома запланирован на 2023 год, фасада, балконных плит и отмостки – на 2025 год; инженерных систем – на 2027 год.
Горуправа подробно разъяснила, какие документы должны собрать жители, если хотят пригласить комиссию для включения дома в число аварийных.
Пока мы готовили эту статью, Николаю Николаевичу, наконец, пустили тепло в батареи. Они пусть и не «огненные», но промерзшим калужанам уже в радость.
Разъяснения, почему дом «вылетел» из программы расселения ранее и почему обещанный начальником управления ЖКХ капремонт в 2022 году не произошел – мы так и не получили.
Строители, благодаря которым многие калужане живут в тепле и уюте, по-прежнему существуют в условиях выживания.