Найти тему
Край Смоленский

История Московско-Брестской железной дороги

Обложка альбома видов 1-го участка Московско-Брестской железной дороги
Обложка альбома видов 1-го участка Московско-Брестской железной дороги

1860-е годы в России – время «железнодорожной лихорадки», т.е. активного железнодорожного строительства. Сооружение большинства железных дорог финансировалось частным капиталом, в том числе иностранным. Между административными, торгово-промышленными и общественными кругами разных губерний началась конкуренция за право получения высочайшего соизволения и денежных средств на прокладку железных дорог именно в их местности.
В марте 1867 года московское и смоленское земства ходатайствовали перед правительством о выдаче им концессии на строительство дороги Москва–Смоленск. Однако комитет министров решил, что разрешение может быть выдано только на сооружение магистрали от Москвы до Бреста.

Паровозный сарай в Смоленске
Паровозный сарай в Смоленске

15 декабря 1868 года утверждается концессия на строительство железной дороги Москва–Смоленск. Этот договор был воспринят как важное историческое событие, от которого зависело успешное развитие и процветание Смоленской губернии.
В телеграмме, направленной в уездные земские управы, чувствовалось торжество и удовлетворение преодолением трудностей в столь важном предприятии:

«Таким образом, довершено дело, от которого зависит возрождение Смоленской губернии, дело историческое, которое будет иметь неисчислимые последствия для блага… всей России: от Московско-Смоленской дороги будут не одни материальные выгоды, вместе с тем она должна иметь нравственное влияние на весь ход русской истории и на дальнейшие судьбы русского народа».


Губернскому земству предстояло решить непростую задачу найти общество и договориться с ним о строительстве магистрали. Был объявлен конкурс между претендентами на строительство Московско-Смоленской железной дороги. Они должны были представить и обосновать свои цены на прокладку одной версты.
Самой высокой в этом состязании оказалась цена в 60 000 рублей, а низшей – в 53 290. Ее предложило частное общество, учредителями которого являлись Рижский торговый дом А. Шепелера и К°, а также банкирский дом Зульцбах из Франкфурта-на-Майне. Победители конкурса брали на себя обязательство в течение трех месяцев после подписания концессии создать акционерное общество Московско-Смоленской железной дороги. Созданное предприятие обязывалось устроить за свой счет и под свою ответственность железную дорогу, владея ею затем в течение 81 года.

Магистраль должна была быть построена и открыта для движения не позднее трех лет со дня утверждения концессии. Кроме того, акционерное общество брало на себя обязательство снабдить ее подвижным составом из 65 паровозов, 180 пассажирских и 975 товарных вагонов.
Правление дороги состояло из четырех выбранных обществом директоров. При руководстве работами уполномоченными губернского земства являлись главный инженер полковник Эвертц и дистанционные инженеры Усов, Замятнов и Гамалицкий.

Однопутная дорога строилась одновременно из Смоленска и из Москвы. Линия Москва–Смоленск, длиною 392 версты, а также соединительная ветвь с Николаевской железной дорогой, длиной 4,64 версты построены в 1869-1870 годы. 9 августа 1870 года от Смоленска до Гжатска прошли первые рабочие поезда.

Станция Издешково
Станция Издешково

Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 года. Накануне из Смоленска в первопрестольную вышел поезд, который был приветствован в Одинцове встречным паровозом, ведшим состав из Москвы. Открытие движения произошло 20 сентября 1870 года, причем из Москвы поезд отправлялся в 8.30, а из Смоленска – в 11.30.

Станция Вязьма
Станция Вязьма

Через год дорога была оснащена телеграфной линией со станциями в Вязьме и Гжатске. В 1873 году смоленский телеграф имел связь со 114 станциями России и Европы.

Линия от Смоленска до Бреста, длиной 632 версты, ввели в эксплуатацию в ноябре 1871 года.

Товарная платформа в Смоленске
Товарная платформа в Смоленске

Магистраль Москва–Брест вначале была однопутной. В 1877-1878 годы уложен и в 1879 году открыт для движения второй путь от Москвы до Кубинки и от Смоленска до Бреста. А вот двухпутная линия от Кубинки до Смоленска устроена несколько позднее: в 1891-1892 годы. По протяженности вторых путей Московско-Брестская магистраль опережала остальные железные дороги империи.
В конце апреля 1869 года в Москве началось строительство вокзала, который назвали Смоленским, затем Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским и, наконец, Белорусским.

Смоленск, вид на вокзал Орловско-Витебской железной дороги и город
Смоленск, вид на вокзал Орловско-Витебской железной дороги и город

Вокзал в Смоленске строили позднее, в конце 1870-х – начале 1880-х годов. Он располагался напротив вокзала Риго-Орловской дороги. Так что в Смоленске проходили линии двух железных дорог и стояли друг напротив друга два вокзала.
1 июля 1896 г. железная дорога Москва–Брест была принята в казну, т.е. стала государственной.
К открытию 1-го участка Московско-Брестской железной дороги от Москвы до Смоленска был изготовлен фотоальбом ее видов. К сожалению, нигде не удается найти его описания, лишь на сайте Российского университета транспорта нашлась его обложка. Даже количество фотографий в альбоме неизвестно. Исходя из того, что в таком же альбоме к открытию 2-го участка дороги от Смоленска до Бреста было 40 фотографий, можно предполагать, что и в первом альбоме было примерно столько же.
Фотографии в альбоме опубликованы в цвете, они больше похожие на акварельные рисунки, чем на фотоснимки. Музейщики считают, что фотографии раскрашены, но каким образом это было сделано, непонятно. Альбом 1-го участка Московско-Брестской железной дороги был издан именно к ее открытию, т.е. к 19 сентября 1870 года, значит, фотографии были сделаны летом того же года.


Редакция «Края Смоленского» с помощью
Татьяны Белогуровой* располагает наиболее полным набором видов участка железной дороги от Москвы до Смоленска в пределах Смоленской губернии, причем в прекрасном разрешении, но их явно не больше половины от имеющихся в данном альбоме. Лишь фотография с видом на железнодорожную станцию Орловско-Витебской железной дороги и Смоленск имеется в слабом разрешении, и при этом неясно, из какого именно она альбома. Ведь были альбомы 2-го участка Московско-Брестской (1871) и Орловско-Витебской (1872) железных дорог. Так что атрибуция первого снимка с городом Смоленска неточная, возможно, он из другого альбома.

* - один из авторов журнала «Край Смоленский», специализируется на истории железных дорог. Она опубликовала ряд статей по этой теме. В 2013 году вышла и ее монография «История Смоленского отделения Московской железной дороги»

Автор: Татьяна Белогурова, Юрий Шорин

Источник: Белогурова Татьяна. Строительство смоленского участка железной дороги Москва-Брест // Край Смоленский. 2013. №12. С. 30-34.

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.