Найти в Дзене
Дороги России

Верхний Мамон – Павловск – Шестаково. Объезжаем первый пункт оплаты на 636-м километре, экономя 400 рублей

Из Ростова-на-Дону в Москву по бесплатным автодорогам по навигатору. Где можно сэкономить, а где лучше заплатить, чтобы не встрять. Часть 2

Маршрут: с.Верхний Мамон – г.Павловск – с.Шестаково (Воронежская область) - 85 км. Объезд пункта взимания платы ПВП 636 км
Маршрут: с.Верхний Мамон – г.Павловск – с.Шестаково (Воронежская область) - 85 км. Объезд пункта взимания платы ПВП 636 км

Первый платный участок на трассе М4 «Дон», если ехать из Ростова-на-Дону в Москву, начинается на 741-м километре автодороги у поворота в город Богучар, но поскольку ближайший пункт взимания платы установлен лишь на 636-м километре у села Шестаково, до поворота в село Верхний Мамон можно проехать совершенно бесплатно. По-хорошему, с платного участка можно было бы свернуть и позже, у города Павловск, но там дальновидные сборщики денег поставили дополнительный боковой ПВП 672 км – для проезжающих по трассе прямо он остаётся в стороне, а вот тем, кто захочет въехать / выехать в город непосредственно с платной дороги, ещё не заплатив за проезд, миновать этот пункт оплаты не получится. Поэтому для бесплатного проезда нам необходимо свернуть с платного участка 741 км – 633 км на старую трассу М4 именно у села Верхний Мамон.

Стела «Верхнемамонский район» (Воронежская область, трасса М4 «Дон», 725-й км)
Стела «Верхнемамонский район» (Воронежская область, трасса М4 «Дон», 725-й км)

Территория Верхнемамонского района начинается на 725-м километре автодороги сразу за мемориальным комплексом с танком Т-34-85, воздвигнутым в честь Среднедонской наступательной операции «Малый Сатурн». В 5-и километрах севернее, с противоположной стороны трассы, в излучине реки Дон расположен мемориал «Осетровский плацдарм» – место, с которого не только началось освобождение Среднего Дона от немецко-фашистских захватчиков 16 декабря 1942 года, но откуда ещё и открывается живописный панорамный вид на реку Дон со склонами меловых холмов; нужно будет как-нибудь обязательно посетить то место при следовании в обратном направлении.

Информационный щит альтернативных бесплатных объездов всех платных участков трассы М4 «Дон» от Ростова-на-Дону до Воронежа (Воронежская область, Верхнемамонский район, трасса М4 «Дон», 715-й км)
Информационный щит альтернативных бесплатных объездов всех платных участков трассы М4 «Дон» от Ростова-на-Дону до Воронежа (Воронежская область, Верхнемамонский район, трасса М4 «Дон», 715-й км)

У поворота в село Осетровка на 715-м километре автодороги установлен дорожный щит, предлагающий официальный вариант бесплатных объездов всех платных участков трассы М4 «Дон» между Ростовом-на-Дону и Воронежем, а именно показывает, как можно обойти четыре платных участка 741 км – 633 км, 633 км – 589 км, 589 км – 544 км и 544 км – 517 км по мнению «Автодора». И если с первой частью бесплатного проезда через Верхний Мамон, Павловск и Лосево трудно не согласиться, то дальнейшее движение от села Шестаково через Бутурлиновку, Таловую, Анну и Новую Усмань нас точно не устраивает, потому что навигатор знает более короткий путь!

Информационный щит стоимости проезда по платному участку 741 км – 633 км (Воронежская область, Верхнемамонский район, трасса М4 «Дон», 714-й км)
Информационный щит стоимости проезда по платному участку 741 км – 633 км (Воронежская область, Верхнемамонский район, трасса М4 «Дон», 714-й км)

Спустя один километр мы подъезжаем к Верхнемамонской развязке, в связи с чем на информационном щите оранжевого цвета нас предусмотрительно пугают ценами за проезд по платному участку 741 км – 633 км (промежуток между городом Богучар и селом Шестаково, с учётом обхода села Верхний Мамон, города Павловск и села Лосево), чтобы мы, пока ещё не поздно, успели свернуть здесь в Верхний Мамон. И тут, как мне кажется, воспользоваться бесплатным объездом просто необходимо, во-первых, потому, что альтернативный маршрут проходит не по каким-то там непонятным дорогам через всякие Бутурлиновки и Анны, а по старому знакомому участку трассы М4 по вполне себе прямой дороге, и, во-вторых, потому, что стоимость проезда на платном участке 741 км – 633 км совершенно не гуманна – 350 руб. (с понедельника по четверг) или даже 400 руб. (с пятницы по воскресенье), и это только для легкового автомобиля, не говоря уже об автобусах и грузовиках. На сегодняшний день эта платная часть трассы М4 «Дон» среди всех её оплачиваемых участков является самой дорогостоящей, но точно не стоящей того.

Поворот в село Верхний Мамон для альтернативного объезда ПВП 636 км (Воронежская область, Верхнемамонский район, трасса М4 «Дон», 714-й км)
Поворот в село Верхний Мамон для альтернативного объезда ПВП 636 км (Воронежская область, Верхнемамонский район, трасса М4 «Дон», 714-й км)

Более того, как мы видим из данных информационного дорожного знака указания направлений с обозначениями расстояний, установленного у поворота в село Верхний Мамон, ехать до Воронежа отсюда что по платному, что по бесплатному участку, совершенно одинаково – 201 км, и это неудивительно, ведь почти половина бесплатного пути от села Верхний Мамон до села Шестаково идёт прямо рядом с платной дорогой (интервал между ними составляет порой всего лишь 30 метров), а если померить линейкой, то бесплатный проезд здесь окажется даже на 2,5 км короче!

Автодорога М4 «Дон», 713-й км (Воронежская область, Верхнемамонский район)
Автодорога М4 «Дон», 713-й км (Воронежская область, Верхнемамонский район)

Теперь совсем немножко из истории трассы М4 «Дон» Москва – Новороссийск. Автодорога Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону была построена в 1959-1967 годы, и изначально представляла собой лишь двухполосную дорогу (по одной полосе для движения в каждом направлении), к началу 1980-х годов расширенную до четырёх полос лишь на небольших участках – рядом с Воронежем (67 км), Ростовом-на-Дону (20 км) и в Ельце (8 км). В декабре 1991 года вместе с распадом СССР трасса М4 получила своё современное название, и за счёт присоединения к ней других уже существующих участков дорог протянулась от Ростова-на-Дону до Новороссийска, увеличившись на треть. С конца 1990-х годов велась постепенная и долгая реконструкция трассы М4 на разных её участках с расширением дороги до четырёх полос для движения, и в 2020 году почти на всём её протяжении, за исключением узких горных участков в Краснодарском крае, она стала как минимум четырёхполосной (местами достигая 6, а то и 8 полос). Небольшой обход села Верхний Мамон вместе с новым мостом через реку Дон был открыт в 2009 году, и тогда весь транзитный поток машин был перенаправлен именно туда, но после того, как 4 июля 2020 года был сдан в эксплуатацию обход Павловска и Лосево, в связи с чем участок 715 км – 633 км (обход села Верхний Мамон, города Павловск и села Лосево) стал платным (промежуток 741 км – 715 км от Богучара до Верхнего Мамона присоединился к нему в конце декабря 2021 года), большой поток машин с нежелающими платить за проезд водителями снова вернулся на старую добрую трассу М4 прямиком через Верхний Мамон, вернув придорожной жизни села прежнюю бурную жизнь.

Река Дон в селе Верхний Мамон (Воронежская область, старая трасса М4 «Дон», 712-й км)
Река Дон в селе Верхний Мамон (Воронежская область, старая трасса М4 «Дон», 712-й км)

Перед самым въездом в село Верхний Мамон мы проезжаем по старому мосту через реку Дон, который был построен ещё в 1960 году. С ноября 2018 по декабрь 2019 года он был закрыт на капитальный ремонт, а с переводом в 2020 году обхода Верхнего Мамона на платную основу нагрузка на этот мост снова сильно возросла, поскольку очень много грузовых машин уходят теперь сюда, на старую трассу М4, чтобы лишний раз не платить за проезд по новому платному участку, поэтому долго ли протянет ещё этот старенький мост – теперь неизвестно.

Река Дон в селе Верхний Мамон (Воронежская область, старая трасса М4 «Дон», 712-й км)
Река Дон в селе Верхний Мамон (Воронежская область, старая трасса М4 «Дон», 712-й км)

Река Дон условно делится на три части: Верхний Дон, Средний Дон и Нижний Дон. Средним течением реки принято считать промежуток от музея-заповедника «Дивногорье» (окрестности города Лиски) до Цимлянского водохранилища (город Калач-на-Дону), поэтому в Верхнем Мамоне мы можем увидеть именно Средний Дон (несмотря на то, что Мамон Верхний:)). Трасса М4 «Дон» на всём своём протяжении пересекает реку Дон три раза, причём каждый раз в разном её течении: в Задонске мы можем наблюдать Верхний Дон, в Верхнем Мамоне – Средний Дон, ну и, наконец, в Ростове-на-Дону – Нижний Дон. Интересно, что если в Верхнем Мамоне посмотреть с автомобильного моста на реку Дон в восточном направлении, то мы увидим незамёрзшее русло реки, в то время как с западной стороны Дон почему-то полностью покрылся льдом. Говорят, что под мостом течение воды, сталкиваясь с его опорами, создаёт турбулентные завихрения, и, если морозы стоят не сильные, река после прохождения моста некоторое время не замерзает, пока течение не успокоится. Получается, такое явление можно наблюдать не только здесь, но и вообще под любым мостом с опорами в принципе.

Надземный пешеходный переход через старую трассу М4 «Дон» в селе Верхний Мамон (село Верхний Мамон, улица Дорожная, старая трасса М4 «Дон», 711-й км)
Надземный пешеходный переход через старую трассу М4 «Дон» в селе Верхний Мамон (село Верхний Мамон, улица Дорожная, старая трасса М4 «Дон», 711-й км)

Датой основания села Верхний Мамон принято считать 1702 год, хотя ещё с 1634 года известно о существовании Белозатонского Юрта, включающего в себя территории нынешних сёл Верхний Мамон и Нижний Мамон. По некоторым данным, название местной речки Мамоновка, от которой и произошло название этих сёл, было заимствовано из древнееврейского слова «мамонас», означающего «имущество», «состояние», «богатство», и характеризующего урожайные чернозёмные почвы данной местности, обилие дичи в лесах и рыбы в реке. Интересно, что в конце XVIII – начале XIX веков Большой Черкасский тракт, связывающий центр России с Кавказом, проходил через соседнее село Нижний Мамон, ну а нынешний тракт М4 «Дон» проходит теперь уже здесь. Сегодня в Верхнем Мамоне, являющемся административным центром района, проживает около 7,5 тысяч человек. В 2014 году селу было присвоено почётное звание «Населённый пункт воинской доблести» – именно здесь, на донском рубеже, летом 1942 года было остановлено наступление гитлеровских войск на левобережье Дона. Долгие пять месяцев линия фронта проходила по реке Дон, а Осетровский плацдарм в окрестностях Верхнего Мамона оставался малой частицей не захваченной фашистами территории на её правом берегу. Именно с Осетровского плацдарма 16 декабря 1942 года и началась успешно проведённая советскими войсками Среднедонская наступательная операция «Малый Сатурн» по освобождению Среднего Дона от немецко-фашистских захватчиков.

Автостанция «Верхний Мамон» (село Верхний Мамон, улица Дорожная, 9 / старая трасса М4 «Дон», 711-й км)
Автостанция «Верхний Мамон» (село Верхний Мамон, улица Дорожная, 9 / старая трасса М4 «Дон», 711-й км)

По территории Верхнего Мамона старая трасса М4 проходит на протяжении всего лишь чуть более одного километра, так как в целом село раскинулось вдоль реки Дон перпендикулярно нашему направлению. Кроме одного светофора и слегка замедленного движения никаких неудобств вы здесь не ощутите, зато вспомните весь колорит небольших придорожных посёлочков, поскольку в Верхнем Мамоне расположена целая куча разных кафешек для желающих набить свои голодные мамоны. Где-то посреди всего этого балагана затесалась едва заметная, с помятой жёлто-синей украинской крышей, местная автостанция, через которую проходят автобусы из Воронежа в Богучар, Кантемировку, Нижний Мамон, а также, почему-то, в Дербент, возможно и ещё куда-нибудь, и потом назад в Воронеж, но сейчас, почему-то, не видно ни одного из них.

Автобус «Van Hool» T8 Alizee 360 с маршрутной табличкой Ростов – Москва (село Верхний Мамон, улица Дорожная, старая трасса М4 «Дон», 711-й км)
Автобус «Van Hool» T8 Alizee 360 с маршрутной табличкой Ростов – Москва (село Верхний Мамон, улица Дорожная, старая трасса М4 «Дон», 711-й км)

Под надземным пешеходным переходом недалеко от автостанции спрятался старенький автобус «Van Hool» с маршрутной табличкой «Ростов – Москва», но без водителей и пассажиров как в салоне, так и рядом с ним. Если верить сайтам любителей автобусов, где можно найти практически каждое индивидуальное пассажирское транспортное средство по одному лишь гос.номеру, то перед нами туристический автобус «Van Hool» T8 Alizee 360, выпущенный в 1989 году. Очень похоже, что он идёт не по рейсовому маршруту Ростов – Москва, а выполняет заказную перевозку челноков с ростовского вещевого рынка «Темерник», которые направляются за шмотками в Москву, по крайней мере, именно возле «Темерника» в Ростове-на-Дону чаще всего и можно увидеть такие старые вонючие автобусы, да и сейчас вот он не заехал на автостанцию, а трётся среди кафешек, где, видимо, и остановились перекусить уставшие от дальней дороги челноки.

Информационный дорожный знак «Указатель расстояний» (Воронежская область, Верхнемамонский район, старая трасса М4 «Дон», 709-й км)
Информационный дорожный знак «Указатель расстояний» (Воронежская область, Верхнемамонский район, старая трасса М4 «Дон», 709-й км)

Проехав Верхний Мамон, направляемся дальше по старой двухполосной трассе М4 прямиком в сторону Павловска. Относительно дорожного знака с указанием расстояний, который был установлен на 714-м километре трассы ещё перед поворотом в Верхний Мамон, где было обозначено, что до Павловска по бесплатному объезду осталось 36 км, а до Воронежа 201 км, здесь, спустя 5 км, расстояние до этих городов на информационном знаке почему-то увеличилось – до Павловска ехать уже 38 км, а до Воронежа 202 км. Вот и едь по этим вашим бесплатным дорогам, едешь-едешь, а расстояние до пункта назначения становится всё дальше и дальше.

Верхнемамонская кольцевая развязка (Воронежская область, Верхнемамонский район, старая трасса М4 «Дон», 707-й км)
Верхнемамонская кольцевая развязка (Воронежская область, Верхнемамонский район, старая трасса М4 «Дон», 707-й км)

За Верхним Мамоном мы упираемся в маленькое неудобное кольцевое пересечение дорог, где дальнобойщикам приходится сильно сбрасывать скорость и брать большой радиус поворота, чтобы вписаться в этот круг и не посносить тут всё вокруг. По кольцу направо, или как там любит говорить этот дурацкий навигатор, «первый съезд» ведёт на соседний платный участок трассы М4 (нет уж, спасибо) или в село Лозовое (тоже, спасибо, не нужно); налево – обратно в Верхний Мамон, только с заездом в село уже не по улице Дорожная, а по улице Строительная; нам по кольцу прямо, в Павловск, тем более, что если верить синим знакам, указывающим расстояние, всего за каких-то два пройденных километра путь до Воронежа по этой дороге резко уменьшился с 202 км до 174 км.

Старая и новая трасса М4 «Дон», 706-й км (справа – платная дорога, слева – бесплатный проезд)
Старая и новая трасса М4 «Дон», 706-й км (справа – платная дорога, слева – бесплатный проезд)

После Верхнемамонской кольцевой развязки старая бесплатная трасса М4 «Дон» максимально близко подходит к новому платному участку, и идёт параллельно с ним целых 26 км, однако ближайшее соединение этих двух дорог расположено только в Павловске, в 37-и километрах отсюда, так что если захотите прокатиться с ветерком, нечего было вообще сворачивать сюда. А если серьёзно, то по старому участку трассы М4 ехать вполне себе комфортно, если вас устраивает скорость 80-100 км/ч. Да, дорога двухполосная, по ней идёт много фур, которые обогнать довольно сложно – встречных машин хватает, да и нет смысла обгонять их здесь, поскольку очень быстро упрётесь в следующий попутный грузовик, однако большинство тягачей сегодня по скорости готовы дать фору многим легковушкам, и сами с удовольствием мчатся под 100 км/ч, так что если вы не догоните какой-нибудь старый тягомотный «КамАЗ», то пройдёте этот участок вполне быстро и спокойно.

Стела «Павловский район» (Воронежская область, старая трасса М4 «Дон», 692-й км)
Стела «Павловский район» (Воронежская область, старая трасса М4 «Дон», 692-й км)

До 4 июля 2020 года основной и единственный маршрут трассы М4 «Дон» на промежутке от Верхнего Мамона до села Шестаково проходил здесь, по старой узкой дороге прямиком через город Павловск и село Лосево, и на тот момент этот проблемный кусок, где регулярно собирались заторы, а в курортный сезон автомобили простаивали в пробках часами, оставался единственным двухполосным участком трассы М4 от Москвы и до самого Горячего Ключа, после которого дорога уходит в горы и во многих местах уже до Новороссийска остаётся двухполосной до сих пор. Новая широкая четырёхполосная магистраль от Верхнего Мамона до Шестаково, проходящая по территории Верхнемамонского, Павловского и немного Бобровского районов Воронежской области, была построена в период с 2017 по 2020 годы, и в день сдачи в эксплуатацию сразу же стала платной, получив название «Обход Павловска и Лосево». Интересно, что если ещё в 2020 году, в момент открытия этого платного участка с 715 км по 633 км, стоимость проезда по нему для легковых автомобилей составляла от 200 руб. (понедельник - четверг) до 220 руб. (пятница - воскресенье), а с транспондером и того меньше – от 160 руб. до 176 руб. соответственно, то сегодня, пусть даже с учётом небольшого увеличения в декабре 2021 года этой платной дороги на 26 км, за участок 741 км – 633 км придётся заплатить, как уже и говорилось выше, почти вдвое больше – от 350 руб. (понедельник - четверг) до 400 руб. (пятница - воскресенье).

Стела «Павловск» (Воронежская область, город Павловск, старая трасса М4 «Дон», 674-й км)
Стела «Павловск» (Воронежская область, город Павловск, старая трасса М4 «Дон», 674-й км)

Перед Павловском идущие параллельно платный и бесплатный участки трассы М4 расходятся на невидимое друг от друга расстояние, хотя, по сути, так же продолжают идти в одном направлении и преодолевают примерно одно и то же расстояние до их следующего соединения уже у села Шестаково. Если в Павловске на круговом перекрёстке свернуть со старой трассы М4 направо на улицу Строительная, то есть в направлении города Калач, то у нас ещё появится возможность выехать на платный участок 741 км – 633 км, воспользовавшись боковым ПВП 672 км, от которого стоимость проезда, получается, по уже неполному платному участку составит от 220 руб. (понедельник - четверг) до 260 руб. (пятница - воскресенье) хоть в направлении Москвы, хоть в направлении Ростова-на-Дону, но мы этой возможностью пользоваться не станем. Кстати, если будете выезжать в Павловске через ПВП 672 км в сторону Москвы, то учтите, что вам даётся всего 60 минут для бесплатного проезда через расположенный на этом же платном участке ПВП 636 км, так что нигде там не вздумайте останавливаться на отдых, чтобы потом при проезде ПВП 636 км не заплатить повторно, да ещё и по полному тарифу за весь участок; если же поедете в сторону Ростова-на-Дону, отдыхайте на здоровье, там никаких ПВП пока что нет! Да, и ещё, маленький бонус для обладателей транспондеров, последняя оставшаяся возможность воспользоваться скидкой по нему на протяжении всей трассы М4: если выезжать из Павловска через ПВП 672 км в сторону Москвы и оплатить проезд по транспондеру, то при проезде через следующий по пути ПВП 636 км стоимость автоматически скорректируется, и этот участок обойдётся вам не в 220 руб. / 260 руб. (будние / выходные), а в 140 руб. / 150 руб. соответственно; в сторону Ростова-на-Дону никаких ПВП пока что нет, так что едьте спокойно, никто ничего корректировать вам в вашу пользу уже не станет.

Иллюстрированный дорожный щит «Павловск» (Воронежская область, город Павловск, старая трасса М4 «Дон», 673-й км)
Иллюстрированный дорожный щит «Павловск» (Воронежская область, город Павловск, старая трасса М4 «Дон», 673-й км)

Проезжая по трассе М4 «Дон», в Воронежской области можно увидеть несколько интересно иллюстрированных дорожных щитов бордового цвета с нарисованными в народном стиле овальными картинами, изображающими достопримечательности разных населённых пунктов, рядом с которыми мы в данный момент и находимся. Первый такой рисунок со стороны Ростова-на-Дону раньше был установлен у города Богучар, но в ходе недавней реконструкции трассы М4 его безжалостно демонтировали, и теперь ближайший к нам дорожный щит из этой серии можно увидеть лишь в городе Павловск. Картины в цвете «шоколадная сепия», написанные темперными (водоразбавляемыми) красками народным художником России Олегом Савостюком, появились на дорогах Воронежской области в 2015 году. А сам город Павловск появился на дорогах Воронежской области ещё в 1709 году, изначально как Осередская крепость, или просто Осеред (на реке Осередь у места впадения её в реку Дон), которая уже через два года получила статус города и была переименована в Павловск. В 2002 году Павловск вошёл в расширенный список исторических городов России, состоящий из 478 населённых пунктов, но в обновлённый перечень 2010 года, сократившийся более чем в 10 раз, он уже не попал.

Поворот в село Белогорье (Воронежская область, Павловский район, старая трасса М4 «Дон», 661-й км)
Поворот в село Белогорье (Воронежская область, Павловский район, старая трасса М4 «Дон», 661-й км)

Проехав Павловск, мы продолжаем наш путь по старой трассе М4, больше не боясь застрять в пробке в селе Лосево, потому что многие водители, не заморачивающиеся над бесплатными объездами, ушли на платную дорогу, и теперь здесь довольно тихо и никаких заторов больше нет, хотя в самом Лосево по-прежнему работает много придорожных кафешек, которые раньше и были причиной образовывавшихся затруднений движения. Между Павловском и Лосево есть перекрёсток, где можно свернуть налево в село Белогорье, расположенное на правом берегу Дона (не путать с музеем-заповедником «Дивногорье»), и в село со смешным названием Бабка, раскинувшееся в пойме донского левобережья. Вообще та дорога ведёт через Россошь и Новый Оскол аж до Белгорода, хотя со стороны Ростова-на-Дону свернуть в Россошь с трассы М4 лучше всё же в Богучаре, а ещё лучше, в смысле получится ближе, у села Филоново или в Верхнем Мамоне. Интересно, что летом 2022 года федеральная трасса, которая начинается прямо от этого перекрёстка и идёт до самого Белгорода, стала частью автодороги М2 «Крым» Москва – Тула – Орёл – Курск – Белгород – граница с Украиной (на Харьков), а точнее отдельным ответвлением трассы М2, являющимся соединительной дорогой между Белгородом (трасса М2) и Павловском (трасса М4). Похоже, всё идёт к тому, что для бесплатного проезда из Ростова-на-Дону в Москву скоро придётся пользоваться либо автодорогой М2 «Крым» через Харьков Белгород, либо же Р22 «Каспий» (бывшая М6) через Волгоград.

Бабий Лог (Воронежская область, Павловский район, старая трасса М4 «Дон», 655-й км)
Бабий Лог (Воронежская область, Павловский район, старая трасса М4 «Дон», 655-й км)

Продолжая путь по старой трассе М4 «Дон», после поворота в село Бабка «бабья» тематика продолжается и дальше – на 655-м километре автодороги можно увидеть синий дорожный знак с названием реки Бабий Лог. На некоторых картах эта маленькая речушка, спрятавшаяся в глубине балки среди зарослей тростника, действительно называется Бабий Лог, на других она отмечена как речка Бабочка. С учётом того, что неподалёку отсюда, в левобережной пойме Дона находятся ещё и такие лесные урочища, как Бабские Пески и Бабинский Луг, становится понятно, что с бабами в этой местности всё в порядке!

Бабий Лог (Воронежская область, Павловский район, старая трасса М4 «Дон», 655-й км)
Бабий Лог (Воронежская область, Павловский район, старая трасса М4 «Дон», 655-й км)

На подъёме из Бабьего Лога можно увидеть какую-то странную секретную дорогу, уходящую влево, которая мало того, что никакими опознавательными указателями не обозначена, так ещё и, судя по дорожным знакам, съезд на неё запрещён. На картах видно, что это всего лишь идущий параллельно нашей трассе 4-х километровый кусочек дороги, тогда возникает вполне справедливый вопрос: «А для каких целей она тут построена?». На общедоступной карте «Wikimapia» этот отрезок обозначен как «АУД» (не путать с АУЕ) – аэродромный участок дороги, представляющий собой резервный аэродром со стоянками под авиационную технику для ведения боевых действий в военное время или учений, имеющий объездную дорогу, в мирной жизни не использующийся и не охраняющийся. И действительно, после подъёма из Бабьего Лога с обеих сторон трассы расположены две большие автомобильные парковки, которые в случае необходимости можно легко использовать для стоянки самолётов, а сама автодорога между ними представляет собой ровный прямой расширенный участок с нестандартным покрытием, да и, если понадобится, этот запасной аэродром как раз можно легко объехать по параллельному участку, съезд на который в данный момент запрещён.

Бабий Лог (Воронежская область, Павловский район, старая трасса М4 «Дон», 655-й км)
Бабий Лог (Воронежская область, Павловский район, старая трасса М4 «Дон», 655-й км)

В зимний период времени Бабий Лог представляет собой заросшее тростником поле, покрытое снегом, и выглядит довольно серо и угрюмо, хотя, подозреваю, что и летом здесь далеко не швейцарские Альпы!

Поворот в город Бутурлиновка для альтернативного объезда ПВП 620 км и ПВП 545 км (Воронежская область, Бобровский район, старая трасса М4 «Дон», 636-й км)
Поворот в город Бутурлиновка для альтернативного объезда ПВП 620 км и ПВП 545 км (Воронежская область, Бобровский район, старая трасса М4 «Дон», 636-й км)

Проехав село Лосево без остановки, мы приближаемся к платному участку магистрали М4 «Дон», с которым старая трасса М4 соединяется на 635-м километре у села Шестаково, где и завершается обход Павловска и Лосево, открытый 4 июля 2020 года. Здесь нам в последний раз предлагают официальный альтернативный вариант бесплатного проезда до Воронежа через Бутурлиновку в обход сразу трёх платных участков трассы М4, оставшихся по пути до этого областного центра, а именно 633 км – 589 км, 589 км – 544 км и 544 км – 517 км, по сути являющихся единым платным коридором с двумя пунктами взимания платы на указанном промежутке – ПВП 620 км и ПВП 545 км (последний обслуживает сразу два платных участка), однако если бы мы хотели поехать по маршруту Бутурлиновка – Таловая – Анна – Новая Усмань – Воронеж, логичнее было бы уйти на эту бесплатную дорогу ещё в Павловске. Но навигатор подсказывает, что есть более короткие неофициальные объезды платных участков трассы М4 взамен предлагаемого «Автодором» альтернативного пути (как мы видим на синем дорожном знаке, если по платной дороге отсюда до Воронежа осталось 122 км, то по бесплатному проезду через Бутурлиновку уже 233 км, то есть на 111 км больше, что совсем не оправдывает экономии оставшихся заплатить до Воронежа 430 рублей за все три платных участка), поэтому мы решили довериться навигатору, и посмотреть, что из этого выйдет.

Заснеженное поле у села Шестаково (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 635-й км)
Заснеженное поле у села Шестаково (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 635-й км)

Помахав ручками пункту взимания платы, оставшемуся на 636-м километре платной дороги прямо позади нас, по путепроводу, с которого открывается красивый вид на широкое заснеженное белое поле и меловые холмы в долине реки Битюг, мы выезжаем на магистраль М4 «Дон» у села Шестаково на 635-м километре. Здесь, в Воронежской области, в отличие от нашего юга, уже настоящая зима!

Меловые холмы в долине реки Битюг (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 635-й км)
Меловые холмы в долине реки Битюг (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 635-й км)

По мосту через реку Битюг на 633-м километре условно проходит граница двух платных отрезков трассы М4 «Дон» – здесь заканчивается первый платный участок на нашем пути (741 км – 633 км), который мы благополучно объехали по бесплатной дороге, и сразу же начинается следующий (633 км – 589 км), бесплатный обход которого нам ещё предстоит пройти по непонятной дороге, любезно предложенной навигатором. А пока что мы можем наслаждаться бесплатным движением по платной дороге на протяжении ближайших 11 километров!

Меловые холмы в опустевшем хуторе Серов (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 632-й км)
Меловые холмы в опустевшем хуторе Серов (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 632-й км)

Сразу за мостом через реку Битюг, в том месте, где находится опустевший хутор Серов, указатель поворота в который до сих пор установлен на трассе М4, с обочины открывается потрясающий вид на обращённые к нам склоны белых меловых холмов, которые правда слегка припорошило снегом, и теперь на общем фоне зимнего пейзажа местности они выглядят не такими уж и меловыми.

Последний жилой дом хутора Серов (фото из интернета)
Последний жилой дом хутора Серов (фото из интернета)
Временные вагончики-бытовки на месте последнего жилого дома опустевшего хутора Серов (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 632-й км)
Временные вагончики-бытовки на месте последнего жилого дома опустевшего хутора Серов (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 632-й км)

По результатам переписи населения 2010 года в хуторе Серов проживал всего лишь один человек, и в интернете даже сохранилась трогательная фотография последнего одиноко стоящего жилого дома в этом вымирающем населённом пункте на фоне белоснежных меловых склонов, но теперь того домовладения больше нет, а на его месте разместилось производство по добыче и переработке мела компании ООО «Бобровский мел».

Шестаковское карбонатное месторождение (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 632-й км)
Шестаковское карбонатное месторождение (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 632-й км)

Здесь же можно увидеть Шестаковское карбонатное месторождение, откуда и добывается минеральное сырьё местным предприятием «Бобровский мел», выпускающим тонкодисперсный и кормовой мел, используемый в бумажной промышленности, в производстве лакокрасочных материалов, пластиковых и резинотехнических изделий, а также в сельском хозяйстве для изготовления комбикормов, подкормки животных и раскисления почв. Производство мела компанией «Бобровский мел» было развёрнуто здесь совсем недавно, в июне 2020 года, но из-за бюрократической волокиты хутор Серов до сих пор официально не признан опустевшим, хотя никаких постоянных жителей здесь, как видно, больше нет, если, конечно, во временных вагончиках-бытовках, расположившихся на месте последнего хуторского дома, не поселились на постоянной основе какие-нибудь гости из Средней Азии.

-29
Меловые холмы в окрестностях опустевшего хутора Серов (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 632-й км)
Меловые холмы в окрестностях опустевшего хутора Серов (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 632-й км)

Очень живописная платообразная возвышенность Прибитюжья с выходящими на поверхность известняковыми и меловыми обнажениями, предстающими перед нами благодаря эрозионному расчленению склонов балками и оврагами, раскинувшаяся цепью холмов прямо вдоль трассы М4 «Дон» в окрестностях опустевшего хутора Серов, с 1974 года является памятником природы областного значения и называется «Степные склоны у села Шестаково». Красивые меловые холмы, поднимающиеся здесь почти до 200 метров над уровнем моря, являются северо-западной окраиной Калачской возвышенности, представляющей собой юго-восточные отроги крупной Среднерусской возвышенности, расположенной в пределах огромной Восточно-Европейской равнины.

-31
Меловая корвёжка (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 631-й км)
Меловая корвёжка (Воронежская область, Бобровский район, трасса М4 «Дон», 631-й км)

Местами округлые склоны меловых холмов, изрезанные эрозионными процессами, представлены серовато-белыми глыбами известняковых полуостанцев в виде невысоких отвесных стен, полностью не отделившихся от возвышенностей – здесь, на юге Черноземья, такие меловые выступы на склонах куполообразных холмов, напоминающих по своей форме каравай (круглый хлеб), получили название корвёжка, больше такого слова вы точно нигде не услышите! Одну из корвёжек можно увидеть проезжая прямо по трассе М4 «Дон» на 631-м километре, некоторые называют её «скала Путника», поскольку недобропорядочные путники исписали этот памятник природы яркой разноцветной краской, хотя, если вспомнить о деятельности компании «Бобровский мел», нанесённый странствующими «художниками» вред для этой корвёжки не так уж и велик.

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть

Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».