Заново учим тело сжигать запасы жира.
Периодически контекстная реклама подбрасывает мне объявления со ссылками на чудодейственные диеты, в которых обещают снижение веса до 22 килограммов за неделю. От такого трэша у меня постоянно ёкает внутри. Не удержался, решил вставить свои пять копеек.
Похудения на 22 килограмма за месяц быть не может. Это противоречит законам физики. Потерять такую массу тело может только хирургическим путём. Удивительно, что многие до сих пор верят в методы, способные помочь быстро и радикально. В реальности, здоровое снижение веса занимает более продолжительный период.
А как же «минус килограмм в день»?
Среди моих старых публикацийесть статья, в которой вроде бы тоже говорится о том, что есть способ худеть по килограмму в день. Но из нее совершенно понятно, что временной период, когда тело может без вреда для здоровья терять вес такими темпами, очень ограничен. В буквальном смысле несколькими днями. Потом процесс остановится – потому что для продолжения похудения в таком режиме вы не сможете создать соответствующие физиологические условия. Шестидесятикилограммовый человек не может исчезнуть полностью за два месяца, но предприняв некоторые действия может в течение нескольких суток ускоренно терять вес в разумных пределах.
За 3-4 дня вы можете буквально выжать тело досуха, как губку – если с помощью голодания или исключения некоторых видов пищи удалить из тканей тела лишнюю воду. Не более того. Если вы продолжите в том же духе, то умрете от обезвоживания. Такие диеты нам не нужны. Я не рекомендую это пробовать даже очень тучным людям, весящим 130-150 кг. Обезвоженное тело не будет терять жир – а ведь именно этого вам хотелось бы. Увы, чтобы избавиться от него, нужно запастись терпением.
Помогут ли тренировки?
Помогут, но лишь отчасти. Потому что жир, сам по себе, в том числе человеческий – очень энергоёмкая субстанция. Энергоёмкость бензина составляет 46 мегаджоуля на килограмм, а жира – 37 мегаджоулей. То есть ненамного меньше. И использовать его неудобно, потому что не придумали двигатель на парах жира (пока). Можете мысленно соотнести количество полезного перемещения веса автомобиля, которое он может совершить на одном вашем килограмме. Сколько километров он проедет?
Поэтому тренировки – это нужно и важно, но они дают эффект очень растянутый во времени, и то, при определенных условиях – во первых, вы должны усваивать (не просто съедать, а именно усваивать) меньшее количество энергии из пищи, чем тратите. А во-вторых, и это самое важное, нужно научить тело обращаться к своим жировым запасам и пускать их в дело. Потому что у большинства из нас оно делает это весьма неохотно.
Почему мы разучились тратить свой жир
Так уж получилось, что построив цивилизацию, мы получили доступ к доступной энергии сахара и крахмала на постоянной основе, и при этом утратили реальную необходимость её применять. Тело предпочитает есть углеводы, тратить углеводы, откладывать углеводы. Мы едим обезжиренную пищу, и все обменные процессы у нас постепенно затачиваются под постоянную подпитку углеводами извне. Тело теряет способность обращаться к своим жировым запасам и использовать их на свои нужды. Они лежат невостребованными.
Человек – один из самых совершенных видов живых существ на планете, хотя бы даже из-за своей всеядности. Это очень выгодно эволюционно. Волк умрет с голоду, посреди хлебного поля, а бык – посреди мясного комбината, потому что они не могут усваивать калории, заключенные в тех пищевых ресурсах, на которые они эволюционно не настроены.
Вот так же и человек, он очень охотно использует и запасает пищу, поступающую извне, но очень экономно использует то, что отложил. Белый жир, который и представляет собой проблему для тучных людей, крайне инертно участвует в процессах энергетического обмена. Наша задача его в эти процессы вовлечь более активно. Сделать это трудно, тело придется обманывать.
Автономность – главный секрет похудения
Способа здесь два. Первый – избавиться от тех видов пищи, которые ему использовать легко и удобно – от углеводов. Для чего телу углеводы, в принципе? Это энергия, которая может быть использована очень быстро. Например, вам нужно сорваться с места и убежать, или очень быстро преодолеть крутую лестницу с грузом. Для этого у нас есть гликоген – эдакий бензин, который быстро вспыхивает и толкает наши поршни.
Жир – это более медленная история. Он понемногу тратится во время низкоинтенсивной работы. Его трансформация в энергию происходит всегда – но также с малой интенсивностью, потому что мы постоянно прерываем необходимость его использования новой порцией съеденных углеводов. Пока они поступают, тело использует их, как более простой и быстрый способ решить свои задачи.
Чтобы заново научить тело использовать свои запасы, нужно, во-первых, исключить углеводы и перейти на питание, состоящее из жира и белка, причем доля жира в нем должно быть значительно больше. Простая логика подсказывает, что если жиры поступают извне, экзогенным путем, и организм использует их для своих нужд, то и свои собственные жировые запасы ему становится использовать сподручнее. Обменные процессы идут более гармонично, когда нет этих постоянных «качелей» между углеводами и жирами.
Лучшая возможность подстегнуть этот переход – продлить период без пищи после пробуждения как можно дольше. Не получив сигнала от пищеварительного тракта о наличие загрузки извне, тело нехотя приступает к расконсервации жировых запасов.
Это ведь и есть то, чего мы добиваемся, правда? Вот и не нужно мешать этому процессу перекусами, «лимоном с медом» и другими способами справиться с голодом. Тело постепенно справится и адаптируется. У него просто не останется другого выхода, как тратить запасённое.
И только теперь вступает в дело дефицит калорий
Теперь вы понимаете, почему просто создать дефицит калорий, как утверждают диетологи, недостаточно для эффективного сброса веса? Они исключают из правильного алгоритма два первых необходимых фактора. Как в анекдоте, когда на субботнике один работник ямки выкапывает, а другой закапывает, и действия обоих бессмысленны, так как на субботник не явились двое других коллег, которые должны втыкать саженцы и поливать.
Да, индивидуальная вариабельность у представителей нашего вида велика, кому-то и этого достаточно, но для основной массы, увы, нет. Нужно расплачиваться за переход к автомобильно-офисной жизни, за снижение количества движения в нашей жизни, за доступность десертов и навязанного со школы четырехразового питания, которое для взрослого, не растущего и малоподвижного человека, просто избыточно и вредно. Нужно учиться худеть заново, настраивать обменные процессы на расход запасов. Успехов вам в этой задаче!
Понравились советы? Может быть понравятся и мои книги. Выбирайте по вкусу!