Известный профессор кибернетики из не менее престижного Массачусетского технологического института (MIT) считает, что есть все шансы, что мир, в котором мы живем, нереален, а всего лишь компьютерная симуляция.
Идея о том, что люди могут существовать в смоделированной реальности, созданной и управляемой всемогущими роботизированными существами, широко исследовалась учеными, экспертами и известными деятелями, такими как магнат современных технологий Илон Маск. Но в своей книге «Гипотеза симуляции» американский исследователь индийского происхождения Ризван Вирк развивает эту идею дальше, даже исследуя, сколько времени потребуется людям, использующим существующие технологии, для создания собственной моделируемой реальности.
По словам Вирка, есть несколько аспектов нашего мира, которые объясняют, почему мы, вероятно, живем в симуляции. Одним из них может быть так называемая «квантовая неопределенность» — тот факт, что частица находится в одном из множества возможных состояний, и мы можем узнать об этом, только если наблюдаем за этой частицей. Эта теория объясняется в знаменитом эксперименте «Кот Шредингера», в котором постулируется, что, когда кошку помещают в непрозрачную коробку, животное одновременно и живо, и мертво — комбинация обоих состояний, пока коробка не будет открыта.
Вирк развил свою идею, отметив, что, по его мнению, мир, в котором мы живем, «на самом деле не является физическим, а скорее основан на информации. И когда мы смотрим на вещи под этим углом, кажется гораздо более вероятным, что мы живем в симуляции».
Эта симуляция может быть похожа на видеоигру, гораздо более сложную, чем игры виртуальной реальности, созданные сегодня человеком. При нынешних темпах развития технологий, максимум через сто лет, считает Вирк, люди смогут сами создавать миллиарды смоделированных сред, ничем не отличающихся от реального» мира.
То, что мы существуем в массовой многопользовательской игре, не означает, что у нас нет индивидуальных целей для достижения. И я не думаю, что мы находимся в симуляции, имеющей конкретную цель — например, посмотреть, сможем ли мы справиться с глобальным потеплением. На самом деле, я думаю, что, как и в любой многопользовательской видеоигре, у каждого из персонажей, то есть у каждого из нас, есть свои цели, которые нужно выполнить, но также и свобода выбора, что делать дальше.
Но пока люди смогут воспроизвести эту реальность, пройдет некоторое время, предупреждает ученый. Он выделил «десять этапов технологического развития» и утверждает, что на данный момент мы находимся только на пятом этапе, который нацелен на виртуальную реальность и дополненную реальность.