Найти в Дзене
Наша База Покровка

Интересные факты о рыбах, рыбалке, рыбаках и рыборазведении

Рыба является одним из важнейших символов практически во всех культах и культурах. В буддизме рыбы символизируют избавление от всего мирского, а в древнеиндийских культах они же символизируют плодородие и сытость. В многочисленных историях и легендах рыба, проглатывающая человека, аллегорически изображает “нижний мир”, а для первых христиан рыба была знаком, изображающим причастность к их вере. Такое разнообразие олицетворений рыбы связано, скорее всего, с тем, что человек знаком с рыбой с древнейших времён, но полностью понять или, тем более, приручить рыб так и не смог. Для древних рыба была доступной и относительно безопасной пищей. В голодный год, когда наземные звери откочёвывали, а земля давала мало плодов, можно было прокормиться рыбой, которую можно добыть без особого риска для жизни. С другой стороны, рыба могла исчезнуть по причине истребления или даже небольшого, незаметного человеку, изменения природных условий. И тогда человек лишался шансов на спасение от голодной смерти

Рыба является одним из важнейших символов практически во всех культах и культурах. В буддизме рыбы символизируют избавление от всего мирского, а в древнеиндийских культах они же символизируют плодородие и сытость. В многочисленных историях и легендах рыба, проглатывающая человека, аллегорически изображает “нижний мир”, а для первых христиан рыба была знаком, изображающим причастность к их вере.

Такое разнообразие олицетворений рыбы связано, скорее всего, с тем, что человек знаком с рыбой с древнейших времён, но полностью понять или, тем более, приручить рыб так и не смог. Для древних рыба была доступной и относительно безопасной пищей. В голодный год, когда наземные звери откочёвывали, а земля давала мало плодов, можно было прокормиться рыбой, которую можно добыть без особого риска для жизни. С другой стороны, рыба могла исчезнуть по причине истребления или даже небольшого, незаметного человеку, изменения природных условий. И тогда человек лишался шансов на спасение от голодной смерти. Таким образом, рыба из продукта питания постепенно превращалась в символ жизни или смерти.

Давнее знакомство с рыбой, конечно же, отразилось на повседневной культуре человека. Из рыбы готовят тысячи блюд, о рыбах пишут книги и снимают фильмы. Выражения “золотая рыбка” или “кость в горле” понятны без дополнительных разъяснений. Из пословиц и поговорок о рыбе можно составлять отдельные книги. Отдельный пласт культуры – рыбалка. Врождённый инстинкт охотника привлекает внимание человека к любой информации о ней, будь то откровенная байка или информация о миллионах тонн рыбы, вылавливаемых в реках промышленным способом.

  • Процесс рыбалки описан в сотнях литературных произведений. Даже перечень авторов занял бы слишком много места. Однако знаковые работы отметить всё же стоит. Самым пронзительным произведением, целиком посвящённым рыбалке, является, наверное, повесть Эрнеста Хемингуэя “Старик и море”. На другой стороне воображаемой шкалы трагичности находится феерическая история форели из книги Джерома К. Джерома “Трое в лодке, не считая собаки”. Душераздирающие истории вылова громадной рыбины, чучело которой висело в провинциальном пабе, герою повести поведали четыре человека. Форель, в конце концов, оказалась гипсовой. В этой же книге приведена замечательная инструкция о том, как рассказывать об улове. 10 рыб рассказчик приписывает себе изначально, каждая пойманная рыба идёт за десяток. То есть, поймав одну рыбёшку, можно смело рассказывать коллегам истории в духе “Клёва не было, пару десятков всего поймал, и решил больше не тратить время”. Если измерять таким образом вес пойманной рыбы, можно произвести ещё более сильное впечатление. С точки зрения добросовестности описания самого процесса вне конкуренции окажется Виктор Каннинг. Этот автор шпионских романов в каждом своём романе самым тщательным образом описывал не только процесс ловли нахлыстом, но и подготовку к нему. Рыбалка же, что называется, “от сохи”, описана Михаилом Шолоховым в “Тихом Доне” – герой просто кладёт небольшую сеть на дно и рукой выгоняет в неё зарывшихся в ил сазанов.
  • Предположительно, рыбы живут на всех глубинах мирового океана. Доказано, что морские слизни живут на глубине 8 300 метров (максимальная глубина Мирового океана составляет 11 022 метра). Жак Пикар и Дон Уолш, погрузившись на своём “Триесте” на 10 000 метров, видели и даже сфотографировали нечто, похожее на рыбу, но нечёткость снимка не позволяет твёрдо утверждать, что исследователи сфотографировали именно рыбу. В приполярных водах рыбы живут при отрицательных температурах (солёная морская вода не замерзает при температурах до -4°С). С другой стороны, в горячих источниках в США рыбы комфортно переносят температуру в 50 – 60°С. Кроме того, некоторые морские рыбы могут жить в вое, которая вдвое солонее чем в среднем по Мировому океану.
  • Ежегодно в мире добывается примерно 90 млн. тонн рыбы. Эта цифра колеблется в ту или иную сторону, но незначительно: пик в 2015 году (92,7 млн. тонн), спад в 2012 (89,5 млн. тонн). Постоянно растёт производство искусственно выращенной рыбы и морепродуктов. С 2011 по 2016 год оно выросло с 52 до 80 млн. тонн. В среднем на одного жителя Земли в год приходится 20,3 кг рыбы и морепродуктов. Ловлей и разведением рыбы профессионально занимаются около 60 млн. человек.
  • Если говорить о видовых лидерах улова, то здесь бесспорное первое место должно было бы принадлежать анчоусу. Его вылавливают в среднем около 6 млн. тонн в год. Если бы не одно “но” – добыча анчоуса устойчиво сокращается, а в 2016 году он уступил своё железобетонное, как казалось ещё несколько лет назад, первое место минтаю. В лидерах среди промысловых рыб также находится тунец, сардинелла, макрель, атлантическая сельдь и тихоокеанская скумбрия.
  •  В Советском Союзе работало океанское научно-исследовательское судно, точнее два судна под одним названием, “Витязь”. Экспедициями, проведёнными на “Витязях”, были найдены и описаны многие виды океанских рыб. В знак признания заслуг судов и учёных были названы не только 10 видов рыб, но и один новый род – Vitiaziella Rass.
  • У рыб очень большой фармацевтический потенциал. Об этом знали ещё древние. Известен древнеегипетский список с сотнями рецептов веществ для борьбы с различными заболеваниями. Писали об этом и древние греки, в частности, Аристотель. Проблема в том, что исследования в этой области развернулись достаточно поздно и начались с очень низкой теоретической базы. Тот же тетродотоксин, полученный из рыбы фугу, начали искать только потому, что точно знали – эта рыба исключительно ядовита. А предположение о том, что в тканях акул содержится некое вещество, блокирующее распространение раковых клеток, оказалось практически тупиком. Акулы действительно не болеют раком, и действительно вырабатывают соответствующие вещества. Однако вот уже которое десятилетие дело застряло на стадии научных экспериментов. Сколько времени пройдет, пока возможные препараты доведут хотя бы до стадии клинических испытаний, неизвестно.
  • Одной из самых прожорливых рыб является форель. В подходящих условиях особь форели съедает в день пищу, эквивалентную 2/3 её собственной массы. Это вполне распространённое явление среди видов, питающихся растительной пищей, но форель поедает мясную пищу. Впрочем, у этой прожорливости есть и оборотная сторона. Ещё в XIX веке в Америке заметили, что форель, питающаяся летающими насекомыми, растёт быстрее и вырастает больше. Сказывается дополнительная трата энергии на переработку мяса.
  • В XIX веке сушёная рыба, особенно недорогая, служила отличным пищевым концентратом. К примеру, весь север России ловил в реках и озёрах снетка – выродившуюся чисто пресноводную версию знаменитой петербургской корюшки. Невзрачную на вид небольшую рыбёшку вылавливали тысячами тонн и продавали по всей России. И вовсе не в качестве пивной закуски – те, кто мог тогда себе позволить пиво, предпочитали более благородную рыбу. Современники отмечали, что из килограмма сушёного снетка можно было приготовить питательный суп для 25 человек, а стоил этот килограмм порядка 25 копеек.