Привет, уважаемая публика!
Давно и несколько раз просили в комментариях рассказать о замене высоковольтной батареи (ВВБ) в электромобиле. И вот, наконец-то, руки дошли.
К сожалению, в этой статье я не смогу рассказать о личном опыте, поскольку опыта по замене ВВБ у меня нет. Но выскажу здесь свои соображения по этой теме. И подчеркну, что они основаны на личном опыте эксплуатации электромобиля Nissan Leaf, и они не претендуют на абсолютную истину. Это то, как вижу проблематику лично я.
Постараюсь ответить на наиболее популярные вопросы.
Вопрос №1: когда необходимо менять ВВБ в электромобиле? Через 3 года с момента начала эксплуатации или через 5 лет?
Да, это самый популярный вопрос.
Конечно же, ВВБ имеет свойство деградировать, как любой аккумулятор на сегодняшний день. Но срок службы ВВБ в любом современном электромобиле - не 3 и не 5 лет, он больше.
Ниссан даёт официальную гарантию 8 лет на ВВБ своего Nissan Leaf, (подробности здесь). Но и через 8 лет ВВБ не отключится и машина не потеряет возможность ехать.
В сообществе электроводов принято считать адекватной деградацию ёмкости ВВБ в 2-3% в год. И опыт десяти-тринадцатилетних Лифов такие темпы деградации в целом подтверждает.
Это означает, что через 10 лет эксплуатации ёмкость ВВБ в электромобиле будет составлять +/- 70% от первоначальной. И такое значение будет устраивать многих, на самом деле.
Таким образом, ответ на вопрос "Когда нужно менять батарею?" будет такой:
менять батарею следует тогда, когда запас хода вашего электромобиля перестанет вас устраивать
Простой пример. Новый электромобиль, который вы купили, был способен проезжать на полной зарядке 200 км. Прошло 10 лет, и теперь он может проехать только 140 км. Этого вам не хватает. Есть повод задуматься о замене ВВБ.
Важный момент: как считают емкость ВВБ в современных электромобилях
Большинство производителей современных электромобилей поступают следующим образом: они устанавливают в машину ВВБ большей ёмкости, чем заявлено для использования.
К примеру, на модели VW ID.4 полная емкость ВВБ - более 84 кВтч, а доступная для использования 77 кВтч.
Таким образом, даже через несколько лет деградации ВВБ доступная ёмкость останется прежней, и запас хода электромобиля не уменьшится. Этот хитрый ход взяли на вооружение почти все автобренды. Но Nissan, к сожалению, в 2009-м году, когда разрабатывал свой Leaf, до такого не додумался.
Вопрос №2: сколько стоит замена ВВБ?
Если говорить кратко, то это очень дорогое удовольствие, исчисляемое сотнями тысяч рублей. Сумма складывается из стоимости самих аккумуляторов, корпуса, а также стоимости работ по замене или ремонту.
Конкретных цен батарей я называть не буду, поскольку на них влияет множество факторов:
- оригинал/не оригинал,
- ёмкость ВВБ,
- производитель модулей для ВВБ,
- температурный диапазон использования и зарядки модулей ВВБ,
- степень износа модулей ВВБ (они могут быть как новыми, так и б/у)
- и т.д.
Важный момент: не обязательно проводить замену ВВБ целиком
Высоковольтные батареи на всех электромобилях состоят из нескольких частей. Во-первых, это корпус ВВБ. Во-вторых, это аккумуляторные ячейки (элементы), которые могут быть скомпонованы по-разному и, в том числе, могут быть объединены в модули/сектора, (как это сделано в батарее Nissan Leaf).
После снятия и вскрытия корпуса ВВБ можно заменить только модули, (причём, не обязательно все), сохранив сам корпус. Можно заменить и только избранные ячейки. Можно поставить модули другой батареи в этот же корпус. Можно повесить на свою машину новую батарею в её родном корпусе.
Есть такое понятие:
перепаковка батареи - замена ячеек (полностью или частично) в ВВБ
Всё это похоже на ремонт/замену ДВС: можно поменять мотор в сборе, а можно сделать ему капитальный ремонт, заменив только наиболее изношенные детали.
Вопрос №3: где производить замену/ремонт ВВБ?
В специализированных мастерских.
Да, сервисов, которые специализируются на высоковольтных батареях электрокаров, в нашей стране пока не так много, как обычных автосервисов, но с каждым годом их становится всё больше.
Кто-то из лифоводов умудряется самостоятельно снимать/устанавливать/перепаковывать ВВБ, но это скорее исключение, чем правило. Работа с высоковольтными батареями считается опасной. Про технику безопасности здесь не стоит забывать.
Важный момент: старая ВВБ - это тоже деньги
В случае замена или перепаковки ВВБ старые модули, ячейки и корпус - это всё вполне себе реализуемые активы. Рынок есть, и их тоже можно продавать и тем самым уменьшать свои затраты.
P. S. Менять ВВБ на нашем Nissan Leaf, которому в апреле исполнится 5 лет, я пока не планирую. Деградация ВВБ на текущий момент - менее 15%.
P. P. S. Если остались вопросы по теме - смело задавайте в комментариях, я читаю все из них. И подписывайтесь на канал - впереди много интересного.
-------
Гарантия на Nissan Leaf в Европе - какая она на самом деле
Все материалы о нашей эксплуатации Nissan Leaf II в России