Найти тему
Политический механизм

Экономика России уходит от либеральных догм

Во вторник МВФ опубликовал свежий прогноз по развитию мировой экономики, в котором есть несколько очень интересных моментов. Один из них касается нас — теперь эксперты этой организации считают, что уже в 2023 году российская экономика перейдет к росту, хотя раньше они прогнозировали падение на 2,3%.

В прошлом году западные экономисты уже делали неудачные прогнозы, предсказывая нам настоящий крах, но, как мы знаем, этого не произошло. Часть из этих экспертов откровенно врала, пытаясь вызвать панику среди россиян, а часть действительно ошиблась, изначально недооценив стойкость российской экономики.

Одной из причин подобной стойкости стал отказ России от тех экономических правил, которые нам долгие годы навязывали либералы. Все мы помним их тезис о том, что рост денежной массы обязательно приведет к инфляции, поэтому российская экономика практически всю ее новейшую историю оставалась обескровленной.

При этом США, Европа и Япония могут печатать деньги практически в неограниченных количествах, потому что их валюты являются резервными. А вот России этого делать ни в коем случае нельзя, иначе мы сразу же захлебнемся в инфляции.

И вот наступил 2020 год с его пандемией, и новое правительство Мишустина запустило печатный станок — таким образом впервые в нашей новейшей истории был применен механизм ограниченной эмиссии. Деньги при этом направлялись в пострадавшие сектора и на важнейшие инфраструктурные проекты, и никакого роста инфляции мы не увидели. Наоборот, она была крайне низкой, что позволило снизить ключевую ставку и оживить нашу экономику.

Большинство либералов критиковало такую политику — часть из них продолжала рассказывать сказочки про коварную инфляцию, часть же вообще призывала начать раздачу вертолетных денег по примеру США и Европы. Но что бы они там не говорили, эта мера оказалась крайне эффективной — экономика России прошла пандемию гораздо лучше, чем ведущие экономики стран Запада.

Этот опыт был применен и в прошлом году — правительство вновь запустило печатный станок и направило деньги в пострадавшие от санкций отрасли экономики. Еще одной эффективной мерой стало изъятие сверхприбылей у экспортеров, что тоже вызвало у либералов настоящий вой, ведь по их мнению государство не должно вмешиваться в дела компаний и нарушать тем самым работу «эффективного рынка».

Вообще, с началом спецоперации нашим либералам стало настолько неуютно, что многие из них потянулись в южные страны к своим капиталам. Поэтому пришлось отменить гайдаровский форум, который должен был состояться в январе — его идеологи и организаторы сейчас в Израиле и вряд ли оттуда вернутся.

Многие из них десятилетиями учили нас эффективной рыночной экономике, где каждый ее участник делает то, что у него лучше всего получается. Например, России с ее запасами ресурсов нужно заниматься их добычей и продажей, а все необходимые товары покупать за рубежом.

При этом государству ни в коем случае нельзя вмешиваться в экономику и в частный бизнес, потому что невидимая рука рынка с этим справится лучше и сама отрегулирует все процессы. Стимулировать собственное производство тоже не нужно — для этого есть частные инвестиции, правительство же должно лишь создавать условия для их притока. В итоге свободное движение капитала привело к обратному эффекту - вместо притока инвестиций мы увидели отток денег в офшоры и обескровливание нашей экономики.

Одной из главных черт российских либералов стала их нетерпимость к чужому мнению — они подмяли под себя все ведущие СМИ, учебные заведения и академические круги, а на всех экономических площадках обсуждался лишь либеральный взгляд на экономику. Сейчас же ситуация постепенно меняется, и наконец то в информационном пространстве стали слышны голоса представителей других экономических школ.

И вот тут очень важно не качнуть маятник в обратную сторону — нельзя отказываться от всех либеральных идей только потому, что они либеральные. Во всем нужен баланс, и в экономике тем более — не имеет значения, как называется экономическая модель, главное, чтобы она выполняла свои функции и позволяла стране развиваться.

Мы три десятилетия жили либеральными догмами, но процесс ухода от них начался — он не будет мгновенным, потому что резкие движения в такой огромной и инерционной системе очень опасны. Однако этот процесс запущен, и он уже необратим — мы вступили в новую реальность, и старая модель экономики в ней просто не работает.