Найти в Дзене
Анна Бердникова

Хозяйка я в своем доме или нет?

Вы майор медицинской службы и знаете, как она должна быть устроена, так? Так вот в этом доме и семье я – полковник! Как скажу, так и будет! Из рабочего процесса: Мы с мужем женаты уже семь лет. Познакомились в городе, куда приехали учиться. Здесь, вдали от родителей, познакомились, поженились, родили детей, обзавелись жильем, правда в ипотеку, иначе не получалось, всегда много работали, и я и муж. Родители жили за сотни километров, мои родители вместе, родители мужа развелись еще до нашей встречи, поэтому их мы принимали по отдельности. С мамой мужа у меня довольно быстро сложились хорошие отношения, она поняла, что ее сына я люблю, а как часто при этом мою пол и стоит ли ложка в супе – дело десятое. С отцом мужа – военным врачом в отставке - за это время я виделась всего лишь дважды: первый раз на свадьбе, а второй – он приехал в наш город в большой федеральный медицинский центр лечиться по квоте. Лечился он в дневном стационаре почти месяц – я думала, что сойду с ума за этот месяц.

Вы майор медицинской службы и знаете, как она должна быть устроена, так? Так вот в этом доме и семье я – полковник! Как скажу, так и будет!

Из рабочего процесса:

Мы с мужем женаты уже семь лет. Познакомились в городе, куда приехали учиться. Здесь, вдали от родителей, познакомились, поженились, родили детей, обзавелись жильем, правда в ипотеку, иначе не получалось, всегда много работали, и я и муж. Родители жили за сотни километров, мои родители вместе, родители мужа развелись еще до нашей встречи, поэтому их мы принимали по отдельности. С мамой мужа у меня довольно быстро сложились хорошие отношения, она поняла, что ее сына я люблю, а как часто при этом мою пол и стоит ли ложка в супе – дело десятое. С отцом мужа – военным врачом в отставке - за это время я виделась всего лишь дважды: первый раз на свадьбе, а второй – он приехал в наш город в большой федеральный медицинский центр лечиться по квоте. Лечился он в дневном стационаре почти месяц – я думала, что сойду с ума за этот месяц. Не так стою, не так сижу, не так готовлю, наши пищевые привычки и традиции – полный отстой, а уж порядок, в котором я содержу дом – хлев полный. И все это еще таким скрипучим противным голоском, въедливо так, с подковыркой. Сначала я крепилась, где-то кивала, где-то сворачивала разговор. В какой-то момент не выдержала, пожаловалась мужу. Муж что-то буркнул, вроде, нашла, на что внимание обращать!.. Ему не до меня, у него сроки по проекту горят. Через неделю еще раз пожаловалась – через две недели он уедет – и все. Сам муж при этом дома только спал, с папой практически не общался.

В какой-то момент я не выдержала, кажется, у меня баночки со специями в неправильном порядке стояли в кухонном шкафу. И высказалась:

- Вот Вы, Николай Николаевич, майор медицинской службы и знаете, как она должна быть устроена, что делает военный врач какого чина, так? Так вот в этом доме я – полковник! Как скажу, так и будет! И если я молчу, то не потому что мне нечего ответить, а потому что вежливость проявляю к возрасту и положению гостя!

Свекр побледнел, потом пятнами пошел, потом молча выскочил из кухни. Больше до своего отъезда – это почти две недели, он при мне из комнаты не выходил. На кухню тихонько прокрадывался, ел и мыл за собой посуду. Я обрадовалась, решила, что войну я выиграла. Но выиграла я битву. Потому что по дороге в аэропорт свекр поговорил с мужем и тот по приезду учинил грандиозный скандал. Я, оказывается неблагодарная невоспитанная хабалка, которая гнобит пожилого нездорового человека, давит на самое больное! Каждый де разумный человек понимает, что чин майора – это для отставки очень рано и отец ушел только в результате игр подковерных, не стал полковником, чтобы более бы ему подходило… Три дня мы не разговариваем.

Я виноватой себя не ощущаю. Считаю муж не защитил меня от булинга. Свекру еще шестидесяти нет – бедный старик! А про «больное», так я, кроме полковника других чинов выше майора не знаю, страшно далека я от армии. Случайно вышло. Как помириться с мужем теперь не знаю. Жили мы нормально семь лет без свекра, будем жить и дальше без него совершенно нормально…

Восстанавливая события, мы с Вами видим следующее: свекр неверно понял права и обязанности гостя в доме семьи своего сына, в значительной степени превысил свои отцовские полномочия. Вы остановили попирание своих границ в вежливой, но твердой форме, случайно, по незнанию всех деталей служебной биографии свекра, попали в его самое болезненное профессиональное место – невысокую позицию карьерной лестницы, с которой ему пришлось уйти в отставку. Он не стал Вам объяснять, своей реакции, возможно, посчитал это унизительным и предположил, что Вы сделали это специально. С Вами свекр разорвал всяческие контакты, насколько это возможно при проживании в одной квартире. Но высказал свои обиды своему сыну. Время, которое было выбрано для такого разговора указывает, с большой долей вероятности, что прояснение ситуации не планировалось. Свекр высказался, сбросил напряжение, что будет дальше его не беспокоит. Муж, измотанный служебными проблемами, не будем предполагать, что он избегал более интенсивного общение с отцом, получил от того негативный эмоциональный заряд касательно того, какую неприятную женщину выбрал в жены и как плохо организовал свою семейную жизнь. Муж не нашел в себе сил и возможности контейнировать полученное, завелся сам и выплеснулся на Вас.

Прежде чем высказывать какие-либо предложения по тому, как действовать дальше, важно понять, насколько это типичная ситуация для Вас. Насколько в Вашей семье регулярно используется бойкот для снятия напряжения и как обычно происходит выход из него. Если это регулярная практика, то и выход из нее стоит искать в своих обычных действиях.

Важно также понять, что вкладывается в понятие «не разговаривает три дня» - это не общается вообще или, к примеру, не обсуждает произошедшее, но поддерживает общение на бытовые темы или воспитательные.

Что касается содержательного компонента конфликта, то его также необходимо обдумать. Вы отказались подчиняться указаниям свекра, хотя не исключено, что требовалось не подчинение вовсе, а смиренное выслушивание. Более того, Вы обозначили иерархию и поставили в ней себя выше него. По его мнению, Вы, безусловно, тяжело обидели его. Он высказал свою обиду сыну, изложив не только факты: сказала то и это, а присовокупив оценочные высказывания. «Она сказала то и это, потому что невоспитанная хабалка». Из чего вытекает, что муж плохо подумал, когда выбирал Вас в жены. Выбрал неподходящую жену. Муж на это тоже обиделся и обиду делегировал Вам.

-2

Перед Вами два обиженных Вами мужчины – свекр, над которым Вы вознеслись, и муж, который не справился с негативной оценкой своего отца и транслировал ее Вам, по сути, к ней по-детски присоединившись. Если бы все трое взрослых людей в сложившей ситуации вели себя по-взрослому, она бы не возникла.

Выходом из конфликта может стать Ваше возвращение во взрослую позицию. Вы можете описать ситуацию по структуре Я-высказывания:

Твой папа объяснял мне, каким должен быть порядок на моей кухне, в моей квартире, поучал меня ежедневно, меня это обижало и расстраивало, я пыталась защититься, прекратить его воспитательные высказывания, я случайно задела его за больное, мне обидно, что ты принял его сторону, и я хочу примириться с тобой, потому что думаю, что на самом деле ты не считаешь, что женился на хабалке и любишь меня. Именно для этого я все говорю или пишу. Написать письмо в такой ситуации бывает проще.

Это Ваш бросок мяча для изменения ситуации, теперь мяч на стороне мужа и его ответ будет определять новый виток Ваших действий.