Найти в Дзене
Арт Шпаргалка

Искусство обмана

Оглавление

Почти год я была подписана на инвестиционный ТГ канал. Это было настоящей кладезью информации и полезных советов. И вот вчера произошло нечто ужасное. Владелец вышел с видеообращением: "Дайте любую сумму и за 4 часа я верну вам в три раза больше!" 🤦‍♀️

Я отписалась от канала и задумалась, почему люди до сих пор (после пережитых 90х) на это ведутся?! Граф Калиостро был прав - нам нравится быть обманутыми? Или это вбитые в подсознание из детства сказки про Емелю и Иванушку дурачка?

А потом я задалась другим вопросом - почему даже самые талантливые и неглупые люди пользуются этим приемом, зная, что не просто идут на 159ую (статья УК, которая), но и портят свою (простите) карму?🤓

Ведь в век нашего информационного потока скрыться довольно сложно, да и «потолок» у мошеннических схем намного ниже, пусть даже дорасти до него можно значительно быстрее..

А потом в горячем споре на эту тему я услышала достойный аргумент:

Ведь весь Арт-рынок - это один сплошной обман! Одна невидимая скульптура или "дерьмо художника" Мандзони чего стоит!

А ведь правда.. давайте посмотрим на это «бревно, торчащее из глаза». Не так давно я писала про структуру арт-рынка и, прямо скажем, как только искусство интегрировалось в бизнес, сфера стала не из самых порядочных..

Разберем три основных вида мошенничества в сфере искусств и их самые интересные примеры.

Подделки

Бытует мнение - миф, что в большинстве музеев мира на стенах висят копии работ. Сделано это для защиты от потенциальных краж и актов вандализма, а не обмана посетителей.

Довольно весомый аргумент, если вспомнить как дважды пострадала картина Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (в 1913 и 2018 годах). Или последние примеры с экоактивистами и картинами Вермеера, Ван Гога и Моне.

Про кражи под лозунгом "Системы защиты музеев намного хуже, чем у банков" у меня вообще есть отдельная статья.

Ну и не стоит забывать, что меньше 100 лет назад мир пережил две войны, в которых от воровства и уничтожения пострадало около 50% европейского искусства. Только в России, по данным интернет проекта Министерства культуры РФ "Культурные ценности - жертвы войны", число составляет 1 млн 177 тыс. 291 единица хранения, включая музейные предметы, редкие книги и рукописи. Ну а современное искусство, зародившееся в начале XX века, Адольф Гитлер (искренне считающий себя художником), и вовсе уничтожал, считая его дегенеративным.

Этот факт довольно быстро умножил стоимость оригиналов предметов искусства на аукционах и капитал их владельцев. В независимости от того, насколько законным стало это владение. Именно таким образом многие шедевры Эпохи Ренессанса уплыли за океан, не будем показывать пальцем куда...

Однако, это не избавило от проблемы ограниченности товара и тогда арт-дилеры довольно быстро заполнили эту прибыльную нишу современным искусством, а работы импрессионистов и всех их последователей и вовсе стали классикой наравне, а то и более ценной всего, что им предшествовало.

Очень важным аргументом в подтверждение моей теории (да простят искусствоведы мое вольнодумие) станет тот факт, что до начала XX века один из самых крупных и известных аукционных домов Sothbey's вообще не торговал предметами искусства. С 1744 года велись продажи только антиквариата и книг. А первый аукцион импрессионистов и авангардистов и вовсе прошел только в 1936 году с приходом Питера Уилсона. Ну а в 1955 году открылся первый филиал - в Нью-Йорке, разумеется.

* Первый музей современного искусства тоже появился в Нью-Йорке под патронажем Рокфеллеров в 1939 году.

Под все это довольно быстро родилась целая экосистема, нацеленная исключительно на заработок ключевых участников процесса. С этого момента "современное искусство" обрело свою неимоверную ценность, глубину смыслов и фактически стало новой религией наравне с жаждой обладания и потребления. По миру как грибы начали расти Музеи современного искусства, вузы, галереи, и все, что было необходимо для максимальной прибыли тех, кто управлял(ет) этими процессами.

Однако, пока мы рассматривали наглядный пример крылатой фразы из Крестного Отца "Ничего личного. Просто бизнес", в Европе творили два самых известных и самых талантливых фальсификатора - Хан ван Меегерен и Эрик Хебборн.

Хан ван Меегерен родился в Голландии в самом конце XIX века и со своим изумительным мастерством попал в ту самую "Перестройку искусства", о которой мы только что говорили. Его работы были великолепны, но не актуальны в новой меняющейся реальности. Подвергаясь постоянной критике Меегерен не растерялся и принялся за создание копии картины Вермеера. Несколько лет ушло у художника, чтобы учесть все тонкости и нюансы создания подделки (от кисточек из барсучьей шерсти до холстов XVII века).

После долгой оценки экспертами, картину купил Музей Роттердама, посчитав невероятной удачей получить первую работу Вермеера, за почти 2 миллиона долларов.

Директор и главный реставратор музея Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме.
Директор и главный реставратор музея Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме.

Хан ван Меегерен был отомщен и принялся за работу в своем новом амплуа. Он продал 8 полотен на общую стоимость более 100 миллионов долларов, пока одну из подделок "Христос и судьи" не приобрел себе сам Геринг.

После окончания Второй мировой войны картина была обнаружена в тайнике Геринга в Австрии и Меегерена привлекли за распродажу национального достояния и пособничество нацизму. Такой приговор грозил художнику смертной казнью.

Меегерен был вынужден признаться, что это была подделка.

Я много лет писал картины. Но музейщики и коллекционеры... считали, что я - бездарный художник. Мне советовали заняться коммерческим искусством - рисовать карикатуры, рекламы зубной пасты и косметических кремов! Это оскорбительно! Тогда я решил доказать, что Хан ван Меегерен - великий художник. Доказать это я мог только одним способом…

Никто на суде ему не поверил и в доказательство своих слов, художник воссоздал точную копию "Иисуса среди учителей" за 6 недель под пристальным присмотром стражей порядка.

Приговор быстро сменили на год лишения свободы за подделку произведений искусства и Хан ван Меегерен не просто покинул зал суда под овации мастерству, но и вошел в историю, как лучший фальсификатор. Первая проданная картина по-прежнему находится в музее Роттердама.

Эрик Хэбборн родился в 1934 году в Англии и перенес тяжелое детство. Талантливый художник рисовал спичками за неимением средств к нормальным материалам. Обнаружив это, его выгнали из школы. Не долго думая, Эрик ее поджег, за что попал в исправительное учреждение, еще будучи совсем ребенком.

Однако, это не помешало мальчику получить образование в Королевской академии художников и стать обладателем всех призов на олимпиадах.

Художника тоже не приняли критики, по схожей причине с его предшественником и он взялся за подделки. У него не было конкретных предпочтений по авторам, поэтому в послевоенной неразберихе он сначала с легкостью продавал эскизы малоизвестных мастеров, а затем принялся за подделки Рубенса и ван Дейка.

-3

Работы с радостью приобретали музеи, воспринимая их за утерянные работы великих мастеров. Впрочем, что они изо всех сил отрицали после того, как в 90е сам Хэбборн выпустил две книги «Втянутая в беду» и «Справочник фальсификатора картин». Это фактически стало неплохой инструкцией для последователей.

Музеи и правда никогда раскрывают подобные тайны, поскольку крайне редко сталкиваются с перепродажей. Заполучив ценный оригинал (ну или очень качественную копию), эта институция никогда не расстанется с работой без острой необходимости. Зато картины, находящиеся в частных коллекциях, куда чаще попадают в сводки новостей. Из последних и самых известных - "Дело Руффини". Оставлю без подробностей, поскольку на эту тему есть целая интереснейшая книга!

-4

Еще один громкий скандал, который войдет в историю - май 2000 года. Два самых крупных конкурента - аукционные дома Sothbey's и Christie's опубликовали в весенних каталогах "Вазу с цветами" Поля Гогена.

Каждый дом был уверен в подлинности работы, поскольку не возникло ни проблем с документами, ни сомнений в экспертизах. Обе картины были сняты с аукциона и направлены в Париж к лучшему знатоку творчества Гогена - Сильвии Круссар. После продолжительного изучения, Севилия вынесла вердикт, что подделкой была работа, выставленная на продажу у Christie's, признав, что это лучшая фальсификация, которую она видела в своей жизни!

Так вот теперь давайте вернемся и задумаемся над риторическим вопросом - а точно ли на стенах музеев висят оригиналы? Да и в целом, столь ли это важно, когда художник создал настолько правдоподобную копию..

Провокации

Давайте посмотрим на поведение самих художников. Ведь кроме талантливых фальсификаторов и всех, кто по ряду причин заинтересован в создании и продаже подделок, есть немало художников, чьи оригиналы (!) вызывают недоумение и вопросы.

Не так давно, в ожидании встречи в Ruarts Foundation мне в руки попался достаточно свежий каталог Sothbey's. То, что современное искусство не сильно отличается эстетикой - ни для кого не секрет. Но мое личное неприятное открытие - картины теперь не просто лишены манифеста и описания, добрая половина картин еще и без названия!

Например вот:

«Без названия № 14» Агнес Мартин. 1998
«Без названия № 14» Агнес Мартин. 1998

СТОИМОСТЬ ЭТОЙ КАРТИНЫ 7 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

То есть теперь искусство, стоимостью в несколько сотен, а то и миллионов, отобранное лучшими аукционными домами мира - это некий объект без сюжета, композиции, эстетики, смысла и названия.

По официальным данным, за 2022 год аукционный дом Christie's заработал $8,4 млрд, а Sotheby's — $8 млрд. Большая часть продаж - искусство 20 и 21 века.

Ну или так:

Сай Твомбли. Без названия. 2005
Сай Твомбли. Без названия. 2005

Эта работа продана на аукционе Phillips за 40 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ.

(В эти моменты многие из нас испытывают прилив нежности к фальсификаторам из предыдущего раздела, правда?))

Более того скажу, что Сай Твомбли считается известным (американским, разумеется) художником.

Так что же это? Талант, который не понять или "Король и правда голый"?

Частично, я уже ответила на этот вопрос, рассказывая про роковую историю военного и послевоенного времени. Однако, это не единственная причина.

Многие современные художники и правда искренне преданы своему делу. Через свой уникальный язык они транслируют внутренние ощущения. Попадая в актуальную тему или общее настроение общества, успех может прийти и при жизни. Из ныне живущих, таким примером может стать тот же Герхардт Рихтер. Никому и в голову не придет усомниться в его мастерстве, как живописца, и поэтому любое его "высказывание" через искусство воспринимается как новый язык или новая форма. На понятном зрителю языке общается и Бэнкси. Его облик борца за справедливость, покрытый легендами и тайнами вполне устраивает современное общество. Изображения понятны, смысл очевиден, нарисовано норм, да и в музей ходить не нужно. Глядя на его целующихся копов совсем не чувствуешь себя дураком, как перед тем же Черным квадратом.

На самом деле таких художников среди наших современников очень много. Прочитав манифесты, изучив биографии, мы даже готовы закрывать глаза на отсутствие эстетики. А если и она присутствует, как у Александра Савко, Ивана Плюща или Анны Селиной (первое, что в голову пришло), то тем более! Вердикт - берём, единогласно!

Анна Селина
Анна Селина

Но давайте вернёмся к работам без смысла и названия.

В современном мире почти нет художников, которые случайно стали известными. Благодаря описанным мной событиям, бОльшая часть имён на слуху топовых галерей и аукционных домов - это продуманный и спродюсированный до мельчайших деталей коммерческий проект.

Век рекламы и маркетинга делает акцент на силу личного бренда. Так называемые лидеры общественного мнения (я их называю «пастухами», простите), определяют спрос, а не наоборот. (Как пример - вполне ординарная ситуация, когда известная личность из любой сферы пишет картину)

В сфере искусств такими выдающимися личностями можно смело назвать Лари Гагосяна, Чарльза Саатчи или Марка Гримчера. На самом деле их сотни.

Эта доминирующая элита тесно вшита в ДНК современного арт-рынка и бесприкословно играет по его правилам. Если совсем на яблоках - есть некий художник-проект. Назовем его, скажем, Дэмьеном. Ну а фамилия у него пусть будет Херст (все имена вымышленные, совпадения случайны)). Допустим, мальчик отучился в школе искусств в провинциальном английском городке, а потом попал в Голдсмит с новаторским подходом (это те самые факультеты, созданные в послевоенное время для поддержания прибыли от современного искусства).

Сейчас приведу изумительную цитату из Википедии, к которой воистину нечего добавить

В 1980-х годах Колледж «Голдсмит» считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа «Голдсмит» привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние 30 лет подобная модель образования получила широкое распространение во всём мире.

Так вот, про мальчика. В рамках студенческой выставки Freeze Херст знакомится с Чарльзом Саатчи и у Дэмьена начинается взлет.

К тому моменту уже известный коллекционер (как он стал известным хорошо рассказывают коллеги) вкладывается в малоизвестного мальчика. Настолько же основательно, насколько Уорен Баффет вкладывается в акции малоизвестных компаний. И главное, по тому же «благотворительному» принципу - для получения (сверх)прибыли в дальнейшем. Так же как и акции, купленные Баффетом, за деятельностью которого следит весь мир, работы купленные Саатчи обречены на успех. И дело вовсе не в изысканном вкусе. Дело в том, что инвестор вовсе НЕ = филантроп.

Урок занимательной математики:

Акула в формальдегиде (Fish and without chips, как шутят сами англичане)

Нетто - 6 тысяч фунтов

В руках Саатчи - 50 тысяч фунтов

Продано Стивену Коэну за 12 миллионов долларов.

NICE! Это вам не в золото вкладывать..

Вот такая несложная, на первый взгляд, схема образует целую сеть ОПГ представителей арт институций, которая спускается в массы лишь в виде модного и актуального - то есть того, что нужно любить и принимать, если ты хочешь находиться "в тренде" и не прослыть "Невежей". И на то, чтобы вы чувствовали себя дискомфортно, не понимая современное искусство, как явление, работает целая гигантская индустрия.

Инфоцыганство

И последний, новый и довольно молодой способ жульничества. До масштабов заработков аукционных домов пока далеко, но зато охват значительно шире.

Принцип довольно прост - "Всегда найдется тот, кто не знает то, что знаешь ты. Почему бы это не продать?"

-8

Даже время тратить не буду на перечень частных лиц из нашей сферы, кто купил курсы у тех, кто купил курсы и создал свой "ИНФОПРОДУКТ". Стоимость такой "бесценной" информации зависит исключительно от возможностей аудитории оратора. Но беда даже не в том, что информация лишена ценности, а что довольно часто она искажается при передаче из уст в уста и на выходе мы получаем не просто безграмотного специалиста, но и недостоверность информации распространяется как вирус среди тех, с кем этот "специалист" успевает поконтактировать.

Куда страшнее то, что львиная доля и без того потрепанного образования пополнилась рядами вузов и школ, щедро награждающих своих выпускников официальными документами, подтверждающими глубокие знания.

Кураторы, искусствоведы, арт-дилеры - целая армия дипломированных профессионалов, обучение которых длится около года и состоит из изучения модных тенденций и создания правильных связей.

В этих специализированных учебных заведениях искусство начинается с 1915 года, а Малевич и Дюшан ложатся фундаментом. Вся эта байда, которая случилась "до" знакового писсуара - абсолютно лишняя, по мнению экспертов, информация. Ведь и без нее стоимость обучения некоторых учреждений достигает миллионов. Британка, Среда, Синергия изумительно себя чувствуют от принципа - кому надо - сам в интернете прочитает.

В защиту вышеперечисленных модных факультетов скажу, что они и правда дают своим выпускникам "пропуск" в современные институции, а зачастую создают целые сообщества, в которых молодой специалист имеет все шансы выйти на новый уровень возможностей. И это правда хорошо, с учетом того, что консервативные ВУЗы типа Строгановки ограничиваются глубокими знаниями и передачей мастерства, полностью лишая своих студентов возможностей себя реализовать в реальном мире.

Сочетание этих двух концепций - залог глубокого, разностороннего и полноценного развития почти любого специалиста. Однако, к сожалению, в арт-среду проникает все больше тех, кто ограничивается быстрым заработком на быстром искусстве. А те, кто и создавать не умеет, передают свои бесценные знания тем, у кого не хватает денег на обучение с дипломом...

В этом огромном запутанном клубке уже фактически невозможно отличить достоверную информацию от откровенной лжи и провокации, поскольку любая информация приносит доход.

Судьей всему, как и прежде останется только ВРЕМЯ.

"Ничего личного. Просто бизнес", друзья!