Ну, вот и закончился второй сезон «Вампиров средней полосы». Начался он, как мне показалось, весьма скомкано. Поменяли актрису, исполняющую роль вампирши Аннушки. Вместо Екатерины Кузнецовой стала играть Анастасия Стежко. Из сериала ушел Михаил Гаврилов-Третьяков, сыгравший в первом сезоне следователя из Москвы Ивана. А один из полюбившихся персонажей первого сезона, вампирёнок Женек был и вовсе убит в конце первого сезона. Чуть позже погиб персонаж Ирины Витальевны, главы Хранителей, сыгранной Татьяной Догилевой.
Со всем этим количеством смертей и уходов нужно было что-то делать. Создатели и сделали. На посту режиссёра Антона Маслова сменил Дмитрий Грибанов. Несмотря на попытку держаться прежнего русла, его стиль всё равно разнится. Первые две серии и были направлены на то, чтобы решить сложившиеся проблемы. Не со всеми действиями я согласен, но по итогу можно сказать, что получилось неплохо. Вместо того чтобы отправить Аннушку жить в Москву к Ивану, решено было актрису заменить, а персонажа Ивана просто убить, заменив его дипфейком. А вот персонажей Глеба Калюжного и Татьяны Догилевой, наоборот, решено было воскресить. Вторую воскресили сразу, а с Женьком, как я полагаю, решили устроить сюжетный твист. Вся беда этого твиста в том, что он очень легко угадывался, если не с третьей, то с четвертой серии точно. Поэтому ничего удивительного в его воскрешении не было, хотя и всё равно приятно вновь увидеть этого персонажа.
После финала первого сезона многие оказались недовольны вампирами-толстовцами, легко преклоняющимися перед новым и абсолютно ничтожным руководителем Хранителей. Этот вопрос решили уладить в новом сезоне. Но, к сожалению, не за счет пересмотра позиции вампиров, а за счет уменьшения роли и влияния Хранителей. Если в первом сезоне они представлялись как некая жуткая спецслужба рода человеческого, способная разом повязать смоленских вампиров, то второй сезон растоптал напрочь это представление. Хранители здесь — обычные мужики на зарплате, в костюмах, оставшихся со времен свадьбы, зашугать которых может любой серьезный человек. Их статус не определен в человеческом законодательстве никак и держался лишь на личном авторитете Ирины Витальевны. Как только власть перешла к её сыну, оказалось, что и сами хранители больше не жуткие и не страшные, а смешные и нелепые. Во втором сезоне нам показывали в основном не кабинет Ирины Витальевны, а их с Костиком дом. Именно в нем находился тот злополучный подвал, где вампирам рубили головы. И здесь хочется вроде бы и похвалить сериал за то, что они постарались углубить здешний мир, только это углубление скорее пошло во вред, нежели на пользу. Вампиры теперь в грош не ставят Хранителей, нападая на их служебный транспорт или просто нанося им увечья. Если тот же Святослав Вернидубович буквально лебезил перед ними, когда во время операции погиб один из служащих, то теперь он сам спокойно отправляет их в нокаут. Никакого договора он больше не боится. Здесь стоит вопрос о том, что или он уважал именно Ирину Витальевну, или просто забил на собственный договор.
Помимо углубления образа Хранителей, создатели попытались и разъяснить еще одну придирку зрителей — как вампиры могут жить в одном месте так долго, не меняя профессии и жилья? Всё оказалось достаточно прозаично — им просто меняют легенду. И вампирша Аннушка становится дочерью Тамары, которой она была лет 30–40 назад. Чем же она занималась в это время, неизвестно, но, как видим, её постоянно тянет на предыдущее место работы, как, впрочем, и Жана Ивановича. Объяснение получилось косеньким, но спасибо и на том.
ТТакже нам наконец раскрыли тему, откуда берутся вампиры, а главное — как именно вампиром стал Святослав Вернидубович. И здесь скажу, что, несмотря на объяснение, василиск у создателей получился просто шикарным. Одно из лучших воплощений, по моему мнению, разве что взглядом не убивает.
Интересным первый сезон был и из-за достаточно неплохой детективной истории. Второй сезон похвастаться этим не может, буквально с третьей-четвертой серии нам выкидывают всю подноготную, напрочь убивая интерес к новому делу. И здесь сразу стоит перейти к антагонистам сезона. Климу из предыдущего сезона хватило двух серий, чтобы запомниться как интересный и харизматичный злодей. Ницшеанский взгляд на жизнь вкупе с интересными словооборотом давали нам понять, что это угроза настоящая и неподдельная. А эти его «пустобай» и «жена, жарь рыбу, а где рыба-то? Ты жарь, рыба будет» и вовсе заставили проникнуться к персонажу. Новые вампиры, к сожалению, тоже мимо. Если недалекая, но крайне жестокая вампирша Агата еще может вызвать ощущение тревоги за полюбившихся героев, то «специалист по елейности» Борис Феликсович вызывает скорее недоумение. Мало заставить персонажа витиевато выражаться, чтобы сделать его интересным. Почему я должен чувствовать от него угрозу, если за всё свое появление он только одергивает своих бойцов и разве что в уста не целует Святослава Вернидубовича? Я понимаю, что хотели показать, мол, за интеллигентным видом прячется опасная натура, но только в чем её опасность, раз Бориса, как тузик грелку, рвет только воскрешённый Женек?
Вот и получается, что исправить хотели многое, еще больше дополнить, но получилось скомкано. В целом все равно неплохо. Если первый сезон был однозначным — «Хорошо», то второй уже «Неплохо». Будем посмотреть, что с третьим.