Найти тему

Это шокирующие ядерные опыты... Ядерная история армии РФ

В августе 2023 года исполняется 70 лет со дня испытания первой советской термоядерной боеголовки. Это событие показало способность нашей промышленности создавать самое совершенное оружие, а также задало путь дальнейшему развитию ядерных сил. За последние несколько десятилетий термоядерное оружие прошло долгий путь и до сих пор остается одним из краеугольных камней стратегического сдерживания и национальной безопасности.

Первые опыты

Как известно, США первыми занялись термоядерным (водородным) оружием. Сама идея появилась в начале сороковых годов, а ее полноценная реализация началась во второй половине десятилетия. Расчеты показали, что обычный ядерный заряд имеет ограничения по мощности, и дальнейшее увеличение этого параметра требует новых принципов работы. В этом качестве решили использовать реакцию ядерного синтеза легких элементов, и следующие несколько лет ушли на исследования и разработку термоядерного заряда.

Советский термоядерный проект начался позже — в 1949 году, когда готовилось первое испытание обычной ядерной бомбы. Советским специалистам удалось довольно быстро сократить отставание от своих американских соперников. Более того, вскоре они даже сумели продвинуться вперед и первыми создали полноценный боеприпас нового типа, пригодный для использования.

1 ноября 1952 года США провели испытание под кодовым названием Айви Майк на атолле Эниветок — первый в мире взрыв термоядерного оружия. Однако последний был исключительно экспериментальным продуктом: он был выполнен в виде стационарного здания с необходимым оборудованием. Такой заряд смог продемонстрировать общие принципы работы, но о практическом применении не могло быть и речи.


Отработка первых опытных РДС-6с. Фото Минобороны СССР

12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне был взорван первый советский термоядерный заряд РДС-6. В отличие от американского продукта, это была полноценная авиабомба. Он имел приемлемые размеры и вес и мог использоваться новейшими бомбардировщиками Ту-16 или другими носителями.

Таким образом, была теоретически определена и подтверждена на практике возможность создания боеприпасов на основе термоядерного синтеза. Это позволило двум ведущим странам начать разработку новых боеголовок, пригодных для гипотетического принятия на вооружение и применения против целей противника.

Конкурс производительности

Найденные и опробованные решения легли в основу новых проектов комплектного вооружения армий. Кроме того, ученые искали новые схемы и конструкции термоядерных боеприпасов, которые позволили бы повысить энергоотдачу, уменьшить размер полезной нагрузки и т. д. Все эти процессы привели к появлению и внедрению ряда продуктов с определенными характеристиками. Некоторые из этих зарядов успешно дошли до точки развертывания, а другие остались экспериментальными.

Первым боеприпасом нового класса, принятым на вооружение, стала американская свободнопадающая бомба TX-16/EC-16. В его основе лежали наработки по теме «Иви Майк», поэтому он имел длину более 7 м и весил 19 тонн при мощности 6-8 Мт. В 1954 году было собрано всего пять таких изделий и только один бомбардировщик В-36 был переоборудован под их использование. В первом случае от ТХ-16 отказались и заменили более совершенным оружием.


Ан-602 в музее. Фото с Викисклада

С другой стороны, ВВС СССР после необходимой доработки конструкции приняли на вооружение существующую бомбу РДС-6. Также на основе этого продукта были созданы новые головки. Так, осенью 1955 года было проведено три последовательных испытания бомб РДС-27 и РДС-37. Последний показал мощность 1,6 Мт и стал первым советским оружием, преодолевшим мегатонный рубеж.

В течение нескольких следующих лет промышленность выпускала такое оружие небольшими партиями и постепенно сокращала отрыв от вероятного противника по количественным и качественным показателям. Также регулярно проводились различные испытания и создавались новые образцы. Были разработаны модифицированные версии РДС-37 с некоторыми особенностями, также велись работы над совершенно новыми зарядами. Они известны под кодами РДС-46, РДС-49 и т.д.

По известным данным, в октябре 1958 г. состоялось первое испытание термоядерной боевой части, предназначенной для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Боеприпас для ракеты Р-7А подтвердил расчетную мощность 2,8 Мт и был запущен в серию.

Наличие всех необходимых технологий позволило разработать ряд различных тарифов. Они отличались размерами и мощностью, а также предназначались для разных средств доставки — в первую очередь создавались неуправляемые авиабомбы и боевые части для ракет разных типов. Мощность таких изделий варьировалась от сотен килотонн до нескольких мегатонн.


Ракета Р-36М способна нести тяжелые боеголовки. Фото Минобороны РФ

В 1961 году был разработан и испытан 30 октября на Новоземельском полигоне интереснейший отечественный термоядерный боеприпас — бомба «202»/«В»/АН-602. Проектная мощность этого продукта была уникальной – 50 Мт, текущая – 58 Мт. В то же время конструкция позволяла увеличить мощность до 100 Мт. Бомба «202» не стала штатным оружием ВВС, но продемонстрировала потенциал применяемых технологий, а также показала вероятному противнику, как СССР может ответить на его угрозы.

В 1962 г. была проведена новая серия испытаний боеголовок неизвестных типов, отличавшихся повышенной мощностью. Последовательно было взорвано несколько изделий мегатонной мощности, в т.ч. две по 10 Мт, а также сборы по 19,1 и 20 Мт. В последних случаях для перспективной ракеты Р-36 испытывалась моноблочная боевая часть.

Новые тенденции

Сразу же после серии экстраординарных и уникальных испытаний термоядерного оружия произошло несколько событий, повлиявших на его дальнейшее развитие. Кроме того, в 60-е годы сформировались некоторые новые характерные факторы и тенденции, влияние которых заметно до сих пор.

В январе 1963 года советский лидер Н.С. Хрущев посетил ГДР. В качестве почетного гостя он выступил на съезде Социалистической единой партии Германии. Тогда же он впервые официально заявил о наличии у СССР сверхмощного водородного оружия. Не так давно закончился Карибский кризис и это заявление не осталось незамеченным. Однако побочных явлений не было.


Погрузка ракеты «Тополь-М» в шахту. Изделие оснащено моноблочной боевой частью мощностью в сотни килотонн. Фото Минобороны РФ

Наоборот, официальное признание существования термоядерного оружия положительно сказалось на международных отношениях. Уже в августе того же года СССР, США и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В течение нескольких десятилетий после этого, пока не вступил в силу Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, испытания ядерных и термоядерных изделий проводились только в подземных установках, что ограничивало их мощность.

Новые ограничения не позволили установить новые энергетические рекорды. Кроме того, появились новые тенденции, позволившие отказаться от десятков мегатонн боеприпасов. Новые головки отличались большим конструктивным совершенством и пониженной мощностью. При этом они вполне могли решить все поставленные задачи.

Также был достигнут прогресс в средствах доставки. Увеличена точность наведения, а также появились раздельные головы. Все это позволяло решать определенные задачи без использования головок мегатонной мощности — сложных, дорогих и не всегда удобных. Однако избавляться от изделий мегатонного класса не спешили и остались на вооружении.

Последние результаты

По понятным причинам точная история отечественного термоядерного оружия последних десятилетий остается закрытой. Однако есть некоторые сведения, показывающие основные тенденции его развития, а также иллюстрирующие современное состояние этого направления. В целом наблюдаются существенные изменения и эволюционные процессы.


Бомбардировщик Ту-160 запускает ракету Х-55/555. При необходимости такое изделие несет на себе специальную головку. Фото Минобороны РФ

По известным данным, термоядерные устройства сейчас применяются в основном в СЯС в составе различных ракетных комплексов. Специальные боевые части устанавливаются на МБР наземного и морского базирования. Также аналогичные полезные нагрузки размещаются на крылатых ракетах воздушного базирования. Кроме того, имеется определенный запас тактического ядерного оружия.

Насколько известно, большую часть арсеналов СЯС составляют боезаряды мощностью не более сотен килотонн. Они имеют оптимальное сочетание габаритов, веса и мощности, а штатные носители обеспечивают необходимую дальность и точность стрельбы. Некоторые ракетные комплексы до сих пор оснащены боеголовками мегатонного класса, но в основном это устаревшие изделия. Однако, по некоторым оценкам, новая ракета «Сармат» может получить боевую часть с блоком повышенной мощности.

Результаты разработки

Так или иначе, современное состояние стратегического и тактического термоядерного оружия соответствует планам и требованиям Минобороны. Она выполняет задачи стратегического ядерного сдерживания и должна обеспечивать надежное поражение намеченных целей на территории вероятного противника. Подобные возможности регулярно демонстрируются на учениях и испытаниях, однако с 1963 года такие испытания проходили только носители - они несут практические боеголовки; использование настоящих не гарантируется.

Следует подчеркнуть, что современная ситуация в сфере стратегической превенции и национальной безопасности основана на опыте и наработках прошлого. Научно-техническая база современных разработок и процессов закладывается с конца 40-х годов и постоянно развивается и дополняется. В результате наша страна имеет уникальный и многофункциональный инструмент безопасности, способный реагировать на самые серьезные угрозы. А кроме того, есть все технологии и компетенции для дальнейшего развития.