Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 7,6
- IMDb - 7,8
Жанр: драма, комедия
«Банши — в ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии — особая разновидность фей, предвещающих смерть. Обычно бродят крадучись среди деревьев, либо летают. Издают пронзительные вопли, в которых будто бы «сливаются крики диких гусей, рыдания ребёнка и волчий вой», предвещая смерть кого-либо из членов рода».
Братья Макдоны выстреливают великолепными ирландскими драмами, приправленными юмором и скрытым смыслом. В прошлом году у режиссёров вышло по фильму: «Банши Инишерина» у Мартина Макдоны и «Прощённые» у Джона Майкла Макдоны. Что же, мы рассмотрим неспешное повествование в «Банши», скрытый смысл и почему фильм ворвался в лигу наград.
Красивые ирландские острова, зелень перемешивается с яркими зданиями, которых в этой глуши немного. Но каждая локация словно заезженная, надоедливая, хранящая в себе множество мыслей и эмоций разных людей. На дворе идёт гражданская война, слышны выстрелы пушек, но вся рутина, всё монотонное однообразие окутывает остров Инишерин. Ключевое в картины то, что каждый обитатель острова знает всех остальных, что ничего ни от кого не укроется.
Главные герои — друзья Колин Фаррелл и Брендан Глисон — выясняются отношения, раскрывая всё вокруг. Нам не показали их дружеское общение, а сразу начали с конфликта. Один герой обиделся на второго. Что? Почему? Именно это и раскрывает режиссёр, собирая вокруг всю тягость обитания на острове. На что сделана аллегория? Попытки Фаррелла разобраться в игнорировании его Глисоном можно сравнить с отношением парня и девушки, когда один партнёр пытается привлечь внимание другого и не понимает отчуждённости.
В целом, если рассматривать каждого обитателя, то за недалёким Колином скрывается сломленная личность, со своей психологической травмой. Это обуславливается во взаимодействии с ослихой, к которой он сильно привязан. Это выражается в зависимости Фаррелла от Глисона. Ведь не зря Колин представляет нам простолюдина, весёлого дурачка, который живёт себе в удовольствие, в комфорте, даже не мечтая покинуть Инишерин.
Другие герои, наоборот устают, всё мечтают перебраться на материк. Ах, этот загадочный материк, который манит и пугает одновременно. Можно рассмотреть поведение Брендона с точки зрения жизни на острове. Ему наскучило всё, и Мартин Макдона показывает это в попытках что-то поменять. Не зря окружающие люди удивляются прекращению общения Фаррелла и Глисона, каждый человек подмечает неладное.
Бармен выступает связующим звеном, которой видел, как и что было. Да и кроме бара на Инишерине некуда податься. Внешним антагонистом выступает полицейский, который своими действиями, превышающими полномочия, является катализатором отношений главных героев. Вроде бы всё те же попытки Фаррелла вернуть общение, всё тот же молчаливый Глисон, но когда происходит что-то необычное, не вписывающееся в рутинную жизнь, тогда герои раскрываются с другой стороны. Именно скука, монотонность, уныние выжигают постепенно человеческие эмоции, и каждый обитатель острова старается заполнить своё эго, своё естественное желание.
Метафор в картине предостаточно. Барри Кеоган и Колин Фаррелл уже убили священного оленя и составляют партию чудаков. Отсюда и выстраивается лестница по интеллекту, когда кроме как каких-то обычных потребностей у человека не остаётся ничего. Вам показался чудоковатым Фаррелл? Сделаем Кеогана ещё более странным. И главное, что все действия находят своё обоснование: зрителю поясняют за странности Кеогана, раскрывают эмоции Фаррелла и доносят поведение Глисона.
Ещё одним фактором загадочного места является мрачная старушка, которая пророчит драматические события. Вот тот персонаж, который постепенно высасывает соки из живых существ. Аллегории подвержены также животные, так как акцент на ослихе был явный и печальный. Почему Колин так себя ведёт? Ему не хватает того, что было. Его жизнь изменилась, устои тронулись. А что Брендан? Вот его как раз уныние и раздражает, да таким образом, что персонаж идёт на отчаянные меры, только чтобы что-то изменить.
Фильм весьма тонко проносит и отношения, и любовь, и чувство привязанности через всех живых существ в картине, демонстрируя, как перемены могут причинить боль, как привычки до того укоренились в людях, что любое изменение привычного образа жизни влечёт необратимые последствия.
Это всё ещё прекрасное кино, это всё ещё ирландский фольклор, который раскрывается не с первого раза. Метафоры и аллегории становятся ясны под кульминацию. Картина может отпугнуть своим медленным повествованием, но именно в нём заключается постепенное преображение, постепенное изменение персонажей. Зритель, как и герой, в отчаянии от происходящего, но как это преобразуется в финале, заслуживает внимания. Можно приписать жанр к артхаусу, но одно точно: Мартин Макдона снял притчу об увядающих в отдалении от цивилизации людях. Отсутствие перемен в жизни проявляется во всех героях. Также это чётко видно в продавщице в магазине на пристани, которой нужны только сплетни: они смысл её существования на острове.
Почему именно Банши в таком тихом и безмолвном месте? Потому что мольба о помощи, пусть и пророчащая смерть, живёт в героях. Они устали, они хотят перемен. Через струны скрипки до зрителей и доносится крик души, крик Банши Инишерина.