Найти тему
Путь мастера

Работа трансферным гидом 2025 в Турции

Оглавление

Добрый день.

А поговорим о работе трансферным гидом. Трансферменом.

Хотите изменить свою жизнь? Вы по адресу!

Конечно немного не по теме моего канала, уж простите, но очень актуально, немного поделюсь своими знаниями, т.к. работал не один год в этой сфере и есть опыт.

Пооогнаали.
Пооогнаали.

Начнем с того что это не работа, это образ жизни. Работа трансферным гидом открывает всё закулисье туристического бизнеса, трансферный гид не просто знает лучшие места, он их посещает и как турист и как работник этой сферы.
Чтобы устроиться в данную сферу самое главное что требуется от кандидата- это ЖЕЛАНИЕ и только оно- работать по контракту полгода +- месяц.

Про саму работу, существует довольно много видео, а вот про нюансы и тонкости, особенно на первых порах- мало. Буду исправлять ситуацию и очень надеюсь помогу Вам определиться в вашем пути.
Возраст, пол, предыдущий опыт работы, а главное образование- это все второстепенно и решение о вашем трудоустройстве будет принято только после того как вы изъявите данное желание. В Турции работает несколько крупных туристических компаний, условия работы и проживания у всех одинаковые в принципе, т.е. что в крутых компаниях, что в не очень, можно натолкнуться на старенькое общежитие для гидов.
А вот что более сильно разнится так это условия оплаты и бонусов. Вообще, такую статью сложно писать, т.к. информации огромное количество, часто в разговорах слышу вопросы от людей и у всех они разные, кто то беспокоится про будущего соседа по комнате, кто то переживает про зарплату, а есть те кто готов сам доплатить и условия не важны.
Ладно, давайте по порядку.. Начало у всех происходит одинаково.. Тебя посещает мысль- а что если... я буду работать на берегу ласкового моря, загорать и купаться, кушать фрукты, мороженое, а мне за это будут еще и деньги платить)) Обычно после таких мыслей - руки "блудят" до просмотра видео, обзора вакансии, опыта и рассказов других гидов. С этого и начнем. Как человек, рожденный в диких 90х годах, платить за трудоустройство компаниям я крайне не рекомендую, вас могут обмануть и не трудоустроить. Гарантии трудоустройства это штука сомнительная, каким образом должен быть составлен договор с "кадровым" агентством в России, или странах СНГ, о вашем трудоустройстве на территорию другой страны? Гарантий почти нет, даже если вы прошли собеседование и получили визу туроператора.. Краткая инструкция и пошаговые действия:

1. После просмотра 100500 роликов о работе трансферным гидом, выбрать 3-4 компании (а больше то и нет) и рассмотреть их условия работы, цвет униформы, если есть- отзывы других гидов именно этой компании.

2. После долгих мук выбора, направлять резюме в 2-3 компании, через официальный сайт (названия не буду говорить, все тур.компании на слуху, но если очень нужно, то конечно напишу по запросу))

3. Почему так мало информации спросите вы? И это будет отличный вопрос. Все дело в том, что практически всем гидам, по прибытии на тренинги в Турцию- при оформлении документов сообщают, что запрещено выдавать информацию о компании, запрещено в униформе быть лицом компании в своих интересах и что компания в случае нарушения данного правила, может взыскать довольно крупную сумму денег через суд, затем (частая практика) выдают будущим гидам 5 листов А4 на которых нужно поставить свою подпись. Это происходит уже в Турции, заставляет немного задуматься о том что не стоит все же пренебрегать запретами компании. В большинстве случаев, именно поэтому вы видите крайне мало видео с гидами компаний в униформе, которые смело рассказывают об условиях работы. Кадровые агентства владеют информацией, но поймите, что их главная задача заработать на своей информации, а ваша роль- найти информацию бесплатно и максимально полную.

4. Резюме везде нужно составлять только по форме компании в которую вы подаете документы. Заранее, если нет фото, рекомендую сделать фото в классической одежде, темный низ, белый верх. Все пункты в анкете нужно заполнять.
Каждый год, весной, проходит набор новых трансферных гидов, компания прилично рискует при наборе гидов, т.к. будущий трансфермен может "соскочить" перед вылетом в Турцию и таких много, компания в этом случае потеряет время, а оно поверьте дорого стоит и возможно немного денег, за оформление нерадивого трансфермена. Поэтому чтобы как то обезопасить себя- компания предпочитает изначально тех ребят, которые подают корректные документы и адекватное фото.

-2

5. После направления вашей анкеты по формам компаний, начинаются счастливые дни ожидания приглашения на собеседование. Занимает это ожидание около 10 календарных дней, в зависимости от необходимости в сотрудниках и загруженности отдела обработки корреспонденции. Если с вашей анкетой все в порядке, то вам приходит приглашение на собеседование в котором направляется короткий отрывок трансферной речи будущего гида, с просьбой выучить текст, обычно само собеседование будет дня через 2-3, компания дает возможность выучить текст, написать шпоры, делается это также для проверки ЖЕЛАНИЯ работать и учить информацию для работы. Советую попить глицин, или просто максимально серьезно отнестись к данному вопросу.

6. Собеседование.

Обычно проходит в формате видео, по whatsapp либо через скайп. Здесь Вам необходимо подготовиться максимально собрано и красиво, заранее посмотрите как вы будете выглядеть в камере, продумайте какой стиль одежды на вас будет. Да, много гидов хвастается тем что у них собеседование было лежа на кровати, но поверьте, опытные шеф гиды (HR) сразу распознают все ваши уловки и мнение о вас может быть не самым лучшим в дальнейшем.

Заранее составьте список вопросов, даже если вам все условия ясны и понятны, это повысит вашу компетентность.

В общих чертах, на предыдущих этапах, ваша основная задача- зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. На самом собеседовании вас попросят рассказать о себе, вашем опыте работы, образовании, не пугайтесь если оно не туристическое. Вы можете сказать что у вас был опыт публичных выступлений, или подрабатывали в такси, любой опыт в сфере услуг и гостеприимства. Конечно вам также немного расскажут плюсы и минусы работы, могут задать вопросы, например: Вы понимаете что это работа на полгода, вдали от дома, родных и близких? Основа здесь- компании нужны люди, которые готовы работать, это очень невыгодно, когда через 2 месяца работы гид уезжает домой, поэтому и стараются всячески настроить на рабочий лад, чтобы человек принял осознанное решение. На завершающем этапе собеседования, в зависимости от компании, вам либо сразу скажут результат и Добро пожаловать в команду, либо сообщат в какие сроки примерно 4-5 дней направят ответ.

7. Па-пам, вот оно письмо- приглашение в Хогвартс)) Ну или Турцию)

Это письмо приходит после прохождения собеседования и в нем сообщается что вы прошли отбор в команду. Также в письме могут содержаться инструкции о сроках вылета, и пакет необходимых доков с подробной инструкцией для получения визы тур оператора. Но бывает так что присылают поздравления, а инструкции направляют позже, в зависимости от месяца, когда вы направляете вашу анкету. Работает это так: кто первый направил, тот первопроходец, все узнает первым, набивает шишки, а потом на опыте учит других более поздно прибывших гидов.

Немного о распределении гидов.

Любого гида могут отправить работать куда угодно. Об этом предупреждают заранее, Что это означает? Смотрите карту Анталийского побережья, регионы Мармарис, Фетхие, Бодрум, Аланья. Отправить вас могут в любое из этих направлений, отправить вас вместе с женой, девушкой, другом или парнем вместе- Нет. Исключений почти нет, разве личные связи с шефами, или руководством. Входить в положение, не разлучать пару, и.т.п. не будут. Скорее всего направят принципиально по разным областям. Аргументировано данное решение и политики компаний- предотвращением конфликтов в личных отношениях которые мешают работе, предотвращением обменом рабочих графиков или обязанностей, предотвращением конфликтов из ревности, также чтобы у гидов меньше было способов нелегального заработка в обход компаний, или ранней беременности, влекущей разрыв рабочего контракта. Т.е. турецкая сторона максимально пытается обезопасить себя от разрыва контракта в горячий сезон. Способов обойти правило почти нет, один из вариантов никому не сообщать до распределения по регионам что вы пара, друзья, и.т.п. Если не заметят и вы будете оба одинаково хорошо подготовлены, то ваши шансы работать вместе- резко увеличатся, но тут главное не спалиться и быть готовым к тому что все таки могут разъединить.

Далее.. Про сами регионы:

Разница огромная во всем!

Разница в условиях вашего проживания, общежитии (ложман по турецки) в количестве чаевых, в количестве рабочего времени, расстоянии до моря, типажу клиентов (туристов). Поверьте тут у каждого региона есть свои плюсы и минусы, однозначно подготовиться ко всем регионам не получится, тут нужно понимать общую картину уже по месту прибытия. Я работал в регионе Кемер, дальше информация про другие регионы исключительно услышанная со слов других гидов. Если ошибусь, пишите комментарии, поправьте пожалуйста.

Бодрум, Мармарис, Фетхие, регионы элитные, спокойные в работе и вполне комортные для гидов, в основном в эти регионы едут более обеспеченные туристы за спокойным отдыхом, а компании стараются в эти регионы отправлять либо опытных гидов, либо крайне хорошо зарекомендовавших себя.

-3

Море чистое, да и по отзывам, отдых в этих регионах напоминает отдых на европейских курортах. Работа спокойная, ложманы (общежития гидов) относительно комфортные, набирают совсем небольшое количество гидов, в отличие от других регионов, поэтому информации не так много, новичков крайне редко повторюсь направляют работать в эти регионы, тут либо смена политики и стратегии компании, либо исключение из правил.

Белек.

Первое что приходит на ум, при названии этого региона: Клубника (весной и в начале лета) т.к. много теплиц с этой вкусной ягодой, 5* отели, повышенные чаевые, много шоппинг программ для туристов, близость к аэропорту, при повышении до тур. гида в этом регионе- частое сопровождение туристов на яхтах.

-4

Можно с уверенностью сказать что данный регион по праву считается элитным, Элитные отели, элитные цены, туристы которые могут и готовы оплачивать элитный отдых. Насколько мне известно из минусов этого региона- это отдаленность ложманов от моря, (дольше 15 минут) Хотя не во всех компаниях, также, частые вызовы на доп.нагрузочные работы в аэропорту и частые программы шоппингов. Из плюсов- это проценты с продаж от шоппинга, т.к. они могут реально превышать зарплату гида, конечно, если гид попадает в Белек, это как выделение его из толпы, либо как зарекомендовавшего себя, презентабельного, остроумного, либо девушки, с фигурами стюардесс

-5

Одним словом Элита компании, лицо компании.

КАК то так.. Но также могут направить в этот регион гидов по блату, например родственников, любовниц, либо знакомых шеф гидов, иногда направляют ребят за которыми нужно особенно присматривать, чтобы не хулиганили и работали строго по стандартам.

Сказать что из этого региона гиды бегут - нет. Вполне себе можно работать и при этом более менее комфортно себя чувствовать. Еще нюанс что в этом регионе не так часты вылазки на море и во многих ложманах нету кухни, т.е. кушают гиды обычно в кафе и за свой счет, благо не очень дорого, но все же минус. Хотя хорошие чаевые от обеспеченных туристов, легко могут данный минус исправить, но тут нужен грамотный спитч и заинтересованность туристов от вашей информации, ну или улыбки

Залог успеха- подружитесь с туристом, нужно сделать так чтобы человек Вам доверял, тогда будут и программы хорошие и чаевые.

Только в такой дружбе нельзя переходить рамки, стандартов компаний, ну и личные границы конечно же.

Сидэ.

Регион про который у меня очень мало информации, так вот сложилось исторически, что в данном регионе я и не отдыхал и не работал, информации почти нет, по тем крупицам что знаю- что гиды из Сидэ на жизнь не жалуются от слова совсем. По моим ощущениям, если в Белек попадают отличники, то в Сидэ твердые хорошисты))) ну как-то так.

По расположению, этот регион находится примерно как и Кемер от 30 минут езды от аэропорта. Моря песчаное, есть сосны, растут гранаты. Информация довольно обобщенная, но как понимаю для гидов экскурсионных это очень удобное расположение. Туристы это в основном семьи, отдых спокойный, в этом регионе есть все для комфортной жизни как гида, так и туриста.

-6


Кстати, очень много гидов делают карьеру и получают зимнее направление именно из этого региона.

Кемер, Чамьюва, Текирова

Регион моих путешествий, ярких воспоминаний и впечатлений.

Кемер- это величественные Таврские горы, каменистые пляжи и сосновые леса.

Центр Кемера
Центр Кемера

Регион интересный, комфортный в плане проведения экскурсий, но все по порядку.

Кемер состоит из 3ех частей:

Бельдиби;

Гойнюк;

Кемер.

Бельдиби. это маленький поселок сразу после тунеллей в горах, отели удобно расположены, почти во всех ложманах компаний- расстояние до моря около 5 минут. Вход в море по камням, не очень удобный в начале лета, но в середине лета, местные жители, гиды и туристы прокладывают дорожки из песчаной гальки для захода в воду и всем комфортно.

Из плюсов- обилие отелей в которых гиды могут покушать бесплатно, на море можно ходить хоть каждый день, из минусов поселок небольшой но длинный, от одного до другого края идти довольно долго, если не повезет с водителем. В начале сезона много бродячих собак, иногда водители биг басов оставляют гидов возле трассы и пешком идти до ложмана километр где то. Из-за этого в ночное время неудобно делать программу топлама и дагытму.

Бельдиби весь поселок в длину
Бельдиби весь поселок в длину

Чаевые здесь не большие, т.к. много отелей 3-4 звезды, и еще минус, то что в нем нет больших сетевых магазинов с низкими ценами, есть пару минимаркетов, даже персонал иногда русскоговорящий, но цены на продукты выше чем в соседних поселках. Ложманы как правило нормальные, нет проблем с водой и светом.
Еще одна
особенность этого поселка- где заканчивается программа, т.е. если программа заканчивается в Бельдиби- то у гида есть боольшое преимущество, т.к. у него будет больше времени для отдыха, а вот если программа заканчивается с последним отелем в Кемере, то тут уже сложно, т.к. много таксопарков у водителей именно в Кемере, и они не поедут отвозить гида, а это означает лишнюю трату времени на дорогу, и меньше часов отдыха, поверьте в сезон это важно. Также из минусов, это то что часть зарплаты приходит на турецкую банковскую карту, но не все банки предоставили банкоматы в этом поселке к сожалению.

Гойнюк.

Поселок рядом с одноименным нац.парком, почти все отели 5* Очень много сосен, чистый воздух.

Гойнюк
Гойнюк

Что касается ложманов компаний- в этом поселке их почти нет. 1-2 ложмана. Есть 2 сетевых супермаркета Sok и Мигрос. До моря от ложманов минут 15, развлечений в поселке нет, разве что ярмарка выходного дня. Из плюсов- есть несколько отелей где спокойно можно покушать и на ресепшенах крутых 5* отелей могут гиду даже ланч бокс подарить. Чаевые здесь оставляют поболе, т.к. туристы все таки обеспеченней едут. Удобен поселок для проведения экскурсий, т.к. в нем находится Дино парк, хамамы, Гойнюк каньон, квадроциклы. Но как правило большого штата гидов в нем нет.

Кемер центр.

Отличное место, цивилизация)))

Есть хамамы, морской порт для катания на яхтах, магазины для шопинга, ложманы находятся примерно в 20 минутах от пляжей, куча сетевых магазинов, цены отличные не только на еду но и на одежду. Есть все банкоматы, даже банки.

Саат Кулеси центр Кемера
Саат Кулеси центр Кемера

Большой плюс, это автопарк, т.е. у тех счастливцев кто работает в Кемере по большей части нет проблем с тем чтобы добраться до ложмана, из минусов, отели расположены по очень запутанной схеме, не всегда комфортно добираться до отеля. Чаевых здесь не так много, а вот что касается экскурсий, полное раздолье, удобно катать и яхты и горы. Многие гиды правда жаловались на перебои воды в ложманах и проблемы транспортные когда их оставляли в небольших поселках. Компенсирует это огромное количество кафе, самые крутые пляжи с удобным входом в воду, несколько рынков, прогулочная набережная, салоны красоты, в общем все что нужно гиду для счастья. Даже удочки можно купить))

Чамьюва.

Небольшой поселок, на несколько ложманов, обстановка спокойная, большие территории, таврические горы видны с менее красивого ракурса, про коммуникации не скажу, но общая обстановка спокойная, ложманы нормальные, но не более, в некоторых компаниях были жалобы на отдаленность места от цивилизации и аэропорта. Из плюсов, ребята часто катают программу аквапарка в их поселении который находится, Долусу называется.

Чамьюва
Чамьюва

Отчасти хорошее место, похожее на Бельдиби, но не такое длинное. Из минусов, по дороге с аэропорта приходится развозить кучу отелей в предыдущих регионах, туристы не всегда в восторге от этого. Экскурсионным гидам удобно катать Тахталы, Улупынар, яхты. Насчет чаевых и покушать в отелях - маловероятно. Гидов поселке не так много, расстояние до моря- у всех компаний разное.

Текирова.

Уютное морское место.

Один из отдаленных регионов, от аэропорта до поселка свыше часа езды, если поставят заезды в отели из регионов по пути следования- атас, кататься надо будет долго. Ложманы получше чем в других регионах, видимо влияет удаленность от аэропорта. Море рядом, поселок компактный, красота мест немного сглаживает время в пути, но спать здесь гидам приходится меньше.

Текирова
Текирова

Как итог- Текирова можно, но лучше не надо. Отели хорошие, чаевые более щедрые, если гид хорошо рассказывает в дороге, но чем дольше времени- тем меньше сна, как то так..

Ну и наконец, к десерту о регионах... Алания

Содрогания, протест, безнадега, принятие)))

Наверное самый спорный, жаркий регион, с отличным и самым теплым морем, бескрайними пляжами и территориями отелей. В этом регионе по праву считаются одни из самых лучших ложманов у всех компаний и самая худшая дорога. Сказать честно, гиды на распределении когда узнают что им работать сезон в Алании.. Только не туда, или только не Слизерин..
Помню сам с содроганием сидел, думал только не в Аланию.. А что делать если в Аланию, покупать сразу билет домой, или поработать день..

Почему так? Да все просто, дорога от аэропорта 3 часа автобусом, и представьте какое счастье, если кондиционер сломался, детей укачивает, а пьяным туристам при продаже сказали что до отеля ехать 40 минут. Не считая того что гиду надо рассказывать спитч, следить за водителем чтобы он не заснул и показывать где отели находятся.

Аланийский порт
Аланийский порт

В Аланию едут туристы с ограниченным бюджетом, едут семьями, т.к. цены на этот регион и вправду самые низкие в сравнении с другими курортами Турции. Удобные для входа в воду пляжи. Да, есть хорошие, комфортные отели, есть 5* но в преимуществе это все же недорогие отели. Из плюсов, могу сказать что гидов кормят по дороге в отели и аэропорт, не очень сытно но все же лучше чем ничего, чорба и подошва, если повезет люля из нута)) (Чорба- жидкий суп, подошва-турецкая булочка с тонким кусочком сыра, запеченная в тостере) ну и чай, кофе, вода- для поддержания тонуса и сил гида) Еще во многих ложманах руководство компаний старается делать плюшки для гидов, например скоростной интернет во всех комнатах, или кухня на 2-3 человека, либо бассейн на территории и тренажерный зал, почему так? Не от большой любви к гидам)))Просто бизнес...т.к, турецкая сторона хорошо понимает что гиды этого региона остаются в проигрыше из-за длительной дороги, стрессов больше, вот и стараются гидов как то отвлечь, чтобы те не сбежали, то есть были заинтересованы работой) Еще доступное море, но как показывает практика, гидам в этих регионах не всегда до него, особенно в разгар сезона. Наверно вытянув жребий и попав в данный регион, новичку нужно вздохнуть и вспомнить себя на собеседовании))) Сильно пугать не хочу, но в этом регионе самое большое количество аварий, не всегда по вине водителя автобуса.. Как выход из данной ситуации, это не просто учить информацию про данный регион, а учить конкурсы для туристов, учить все традиции турецких граждан, в общем делать так, чтобы туристам не было скучно, возможно тогда найдется добрый человек, который оставит пару долларов за страд... простите за хороший, информативный спитч)

-14

Перейдем к обязанностям трансферного гида.

Эррайвал или Arrival как удобнее

1) Встреча туристов аэропорту и рассаживание их в автобусе, зачастую помощь с багажом, объяснить водителю в какой отель какой багаж едет.

2) Сбор, пересчет туристов в автобусе, составление плана развоза очередности отелей вместе с водителем, ну или до встречи с туристами.

3) Когда все в сборе, можно и выезжать из аэропорта в путь. Путевой спич, или рассказ, или инфо, инфоспитч, или просто спич. Все страницы что были выданы компанией к зазубриванию наизусть, все это сливается в кашу, простите во едино в голове у молодого гида и транслируется путем микрофона в головы туристов)) Основная цель- донести информацию что компания будет пролонгировать интересы туристов, а в отеле будет представитель компании, который все расскажет про отель, питание и обратный вылет. Конечно же он будет ждать всех гостей, чтобы позаботиться об их плотности кошелька, ну или просто позаботиться о продаже экскурсий. Гиды после которых туристы бегут и покупают экскурсии у отельного гида- считаются хорошими гидами, у них немного больше привилегий, например на собраниях их не ругают, ну или могут в конце сезона отправить первым рейсом в жаркую страну на зимовку. Гиды после спича которых туристы выходят просто за получением инфо про обратный вылет- это хорошие гиды, плотный середнячок. А вот если турист после речи о пользе встречи с отельным гидом пообещал прийти но не пришел, то тут уже к гиду могут быть вопросы. Наказание вряд ли, но могут ставить более суровые программы, или менее интересные как финансово так и функционально, например катать шоп туры из Текирова в Кемер за клубникой)) Но это позже... Суть одна, рассказ гида должен быть интересным, познавательным и в нем все должно указывать на встречу с отельным гидом, который только этого туриста и ждет.

4) Ориентирование на местности.

-15


После выезда из аэропорта, начинается самое веселое, это развоз туристов по заранее договоренной очередности с водителем. Могу сказать сразу, скачивайте Maps Me, закачивайте карты Анталии и будет вам щастье. Обычной практикой может быть в вашем регионе например поход от автобуса к отелю около полукилометра, с чемоданом туриста в руках,такое часто бывает.. Как так? Да просто- у вас большой автобус, а развернуться негде, вот и приходится пилить до ресепшена с туристами и чемоданами. Но это все цветочки, сложнее когда водитель не знает, или делает вид, или не хочет знать где отель, а гид только приехал и тоже не имеет представления где он, не то что какие то отели. Решаются эти вопросы как правило звонком в офис, после чего звонком из офиса уже водителю и он обычно начинает очень быстро ориентироваться на местности. Но.. ваши отношения будут испорчены с этим водителем, после этого они обижаются, либо до того момента пока гид не исправится, например не забирая свою долю чаевых, либо водитель при каждой программе будет стараться напакостить (если запомнит гида) Пакости мелкие, например медленная езда, езда по кочкам и ямам, внезапно неработающий микрофон, или кондиционер.. Опять же, такие вопросы решаются звонком в офис, но отношения с водителем еще больше обострятся))) Замкнутый круг, но к сожалению это так, либо гид прогибает водителя под себя, либо сам прогибается под водителя, крайне редки формы дружбы, зачастую скорее это нейтралитет сторон, зависит от вашего характера, менталитета и лояльности к менталитету местных водителей) Ну не принято у водителей что гид не говорит про бакшиш (чаевые по русски). Водители искренне считают плохим человеком гида который стесняется просить чаевые, у многих ребят в начале а то и до конца сезона- нет понимания с водителем, слишком разные менталитеты.

5) При подъезде к отелю, трансфермен сообщает туристам что они прибывают, просит проверить карманы, спинки кресел, полки, не забыть багаж и детей. Необходимо довести туристов до ресепшена, дождаться администратора, проверить что туристы есть в списках отеля на заселение и вежливо откланяться. После развоза всех туристов по отелям- наступаем два желанных для гида вопроса:

а) Бакшиш вар? Эли /Эли?

б) Ложман палас вар?

В варианте а- речь идет про чаевые, по турецкому правилу 50/50, то есть тех чаевых которые туристы оставили водителю и гиду, обычно с адекватными и хорошими водителями чаевые делятся в пропорциях:

до 2$ все водителю.

3$ делится на 2 водителю и 1 гиду,

Все что выше 3$ делится пополам, но плюс 1$ водителю.

В случае такого деления- у вас не будет проблем с водителями, за исключением одного, бывают водители которые воруют чаевые или не делятся ими. Тут тоже 2 варианта, в одном начать ругаться с ними из-за пары долларом, но иногда и из за десяти-ста долларов. Чем закончится ваш спор с водителем сказать сложно, в зависимости от ваших аргументов, и чем они внушительнее тем лучше. В другом варианте, записать номер авто водителя, попытаться объяснить что ты расскажешь всем гидам что он так поступил с тобой, если это не подействует после этого начать "учить" незадачливого водителя.. Работает это так, в трансферной речи вскользь туристы получают информацию что за собой можно не убирать в автобусе, а водитель собирает наши монеты и очень радуется новым годам монет в своей коллекции, как правило после такого водителю остается грязный салон, т.к. гид не обязан убирать авто водителя, ну и плюс вместо чаевых у водителя жменька мелочи и злорадная улыбка отомстившего гида. Когда так сделает один человек- водитель толком не поймет, а когда 6-7, поверьте он почувствует разницу и начнет исправляться, делиться и всячески показать что он так больше не будет.

Вопрос гида водителю Ложман вар?

Имеется в виду, отвезет ли водитель гида после программы до ложмана.

Есть такое правило в компаниях, что с 08:00 до 20:00 водители НЕ ОБЯЗАНЫ отвозить гида до ложмана. НО.. Гид и водитель заранее договариваются, про этот нюанс.. Обычно в начале программы, водители заинтересованы подружиться с гидом, т.к. в конце программы, будь это депар или эррайвал, гид может сказать заветное уху водителя слово- бакшиш)) Поэтому если в аэропорту водитель соглашался в конце программы отвезти гида в ложман, а в последнем отеле отказывается это делать, то тут ему надо напомнить о бакшише и о его обещании. В дневное время это 50/50 иногда водителю невыгодно портить отношения и он отвозит в ложман, у девушек в принципе таких проблем нет, водители их почти 90% довозят, а вот что касается парней то тут сложнее. Как итог, если вы сможете подружиться с водителями то будет вам комфорт и спокойствие. Но дружба будет строиться на финансовой основе и обычно не в пользу гида.

Депар, или Departure.

-16

Это сбор туристов из отелей и отправка их в аэропорт.

Программа по сути очень простая, собрать туристов, проверить чтобы они не забыли чемоданы или детей, при подъезде к аэропорту рассказать правила регистрации и вылета, номер рейса и если есть то стойку регистрации на рейс. Из важных нюансов- надо проверять точное кол-во человек после каждого отеля, чтобы никого не потерять, после выхода всех из салона проверить багажные полки, сиденья в автобусе. Часто забывают кепки, очки, ручную кладь, реже чемоданы, но бывает правда редко- забывают детей. Все))

Из тонкостей... Например в ночное время туристам на ресепшенах выдают ланч боксы, если отель 5* или администратор приветливый, то можно спросить ланч бокс и для себя, но не забывая про водителя. Это важно, все что берете в отеле и водитель может увидеть- берите умножая на 2. Тогда у вас не будет скандала с каптаном (турецкое название водителя) Еще по дороге в аэропорт, почти везде есть тех. остановка для туристов водителей и гидов, под названием Сорбет. Конечно загадка кому принадлежит данная сеть магазинов, но по порядку..

Сорбет это сеть магазинов сладостей в Турции, с большими отделами сувениров, где туристы могут потратить перед вылетом уже ненужные им лиры и доллары. Позиционирует себя эта сеть магазинов как фабрика сладостей. Как на взгляд гидов- супермаркет для туристов. Но остановка весьма важная в жизни гида.
При подъезде к Сорбету, необходимо объяснить туристам- почему происходит остановка, и что там будет, оговорить временные рамки, самое главное это раздать карточки сорбета туристам. Суть простая, турик ходит покупает, а с каждых 10$ его покупки, гиду достается 1$ С КАЖДЫХ 10 БАКСОВ. Главное чтобы на кассе туристу пикнули вашу карточку и вам перепадет сумма, иногда не перепадет, если сотрудник магазина запишет продажу на себя... Из-за этого многие гиды в конце сезона и не надеются получить деньги с этого заведения, поэтому карточки даже не пытаются раздавать. После раздачи карточек, у вас есть около 15 минут, чтобы за счет дотации от магазина- выпить чашечку кофе, водички, чаю, съесть подошву (выше писал что это) ну и конечно взять 2 доллара для водителя, которые выдаются магазином вне зависимости от продаж. скажу по опыту, раз в 2 дня получал около 1-2 долларов с продаж, кушал там, а несколько раз было под 20 баксов, несколько раз 7-9 долларов. Раздавать карточки или нет- дело ваше. Я раздавал, хуже мне от этого не было. Туристы опытные не всегда хотят эту остановку, иногда приходится хитрить, ну это от ситуации в автобусе, чтобы спокойно остановиться. Сильных прям скандалов и бунтов не бывает, и выходят из автобуса все, т.к. водитель глушит авто, кондиционер, в салоне жарко а внутри прохладно. Главное не забыть отдать положенные водителю 2 бакса, иначе все, кровная месть до 7-го колена и огромная обида. Ну и маленький секрет...
Подошва с Сорбета, выдержанная в сумке гида один день, дополненная турецкой ветчиной, крем сыром, помидором и огурцом- прекрасно напоминает наш бутерброд)))

Что то похожее на вариант сервировки подошвы
Что то похожее на вариант сервировки подошвы

Теперь про время..

1) Это этап собеседования и подготовки документов к вылету и тренингам, обычно собеседования до мая проходят, а вылеты начинаются с конца марта и до ... если организованно и с тренингами то вылеты примерно до мая.

2) Тренинги- проходят 5 -7 дней с момента прибытия будущего гида. Проходят в отеле с хорошим питанием. В конце тренингов- сдача экзамена, распределение по регионам.

3) Прибытие в регион, доучивание информации, затачивание спитча под особенности региона, катание плюсиком, или наблюдателем, а если повезет то возможно отвезут на несколько экскурсий для осмотра и понимания местности, в зависимости от времени прибытия гида, можно так "болтаться" месяц, а можно 5 дней, больше учатся первоприбывшие. Те кто прилетает в мае- июне, обычно делают 2-3 программы с опытными гидами и все)

3-1) Параллельно с изучением инфо о работе в регионе, компания работодатель оформляет документы гидам для полностью легального статуса в стране. Т.е. гиды все прилетают с визой туроператора, полученной в консульстве примерно за 100 баксов, но эта виза- не есть право на работу, по ней можно находиться гостем в стране как наблюдатель от турфирмы, это очень простая (для гида) виза, оформляется несложно. В течении первого месяца- гидам оформляют вид на жительство в Турции, или проще говоря икамет, карточка похожая на вод. удостоверение. Официально работать можно только после получения икамета, поэтому все гиды у кого его нет- работают по гражданке. Шоб никто не узнал))) Но в Турции к гидам относятся довольно лояльно и проблем в этом плане бояться не стоит.

икамет
икамет

4) Зарплата..

В большинстве компаний новичкам гидам платят от 300 баксов и выше. Чем респектабельней компания- тем выше зарплата, выше уровень спроса к униформе и внешнему виду, больше контроля за гидом. Вообще, если честно, то в Турции есть такая присказка, что все кто работает с туристами, т.е. аниматоры, гиды, бармены, продавцы, все получают в среднем 600 долларов, вот не могу объяснить, но это правда, проверено, что средний доход, около этой суммы. Зарплата выплачивается своеобразно.. Во первых удерживается сумма за униформу, депозит который отдают при увольнении, везде по разному, но около 200 долларов. Первая зарплата обычно платится не за полный месяц, секрет в том что зарплату платят обычно 1 раз в месяц с 1-10 число, везде по разному, и платят за полный отработанный месяц, регулярно, поэтому если выплата идет 10-го а гид начинает работать 25- то и зарплата будет за кол-во отработанных дней.. Схема сложная, учитывая что еще и за униформу вычитают, иногда в первый месяц всю сумму, иногда растягивают до 3 месяцев. Примерно через месяц вашей работы к первой зарплате- банки выпускают карты гидам, часть зарплаты по законодательству выплачивается в турецких лирах по курсу (обменному) в день зарплаты, а часть долларами.

Штрафы.

Это отдельная тема.. Конечно приличные компании специально не штрафуют гидов чтобы на них нажиться. Но все же на все есть свой прайс...

Например небритому трансфермену в аэропорте может штраф 20 баксов прилететь, за отсутствие части униформы на своем месте- еще минус 20. Вроде и не очень то много, но неприятно. Одну мою хорошую знакомую оштрафовали на 50 зеленых за то что она фак управляющему ложманом показала, за дело при чем))) Но такое случается не так часто и стараются гидам сразу объяснить что можно а что нельзя делать.

Карьерный рост.

Структура:

Трансферный гид;

Экскурсионный гид;

Отельный гид;

Шеф гид.

Любой трансферный гид, потенциально может стать экскурсионным.

Катать экскурсионные туры, яхты, горы, и все прелести. Вообще в компаниях стараются туры давать всем гидам, для смены обстановки, но экскурсионные работают преимущественно на турах.

Для становления тур гидом- нужно учить много информации, чтобы туристам в автобусе с вами было нескучно. Экзамен принимать будет шеф гид. Т.е. стать тур гидом- только через согласование старшего гида. Есть плюсы и минусы. Из плюсов- тур гид меньше катается в аэропорт, его жизнь более разнообразна, однако катать туры- часто это работа на ногах, под солнышком +40. Тур гидов чаще кормят, но чаевые оставляют реже к сожалению. Еще из минусов- это то что аэропорт тоже выдергивают катать.

Отельным гидом- становятся после успешно отработанного сезона.

Тренинги проходят весной, потом жизнь отельная)) Зарплаты у отельных гидов- это самый большой секрет всех компаний. Ставка начинается от 250 дол. все остальное проценты с продаж. Отельные гиды, которые реально продают- могут позволить себе в конце сезона купить иномарку. Но статья не об этом..

Дорогие друзья, к тому моменту как вы дошли до этого места прочтения- я уже пишу эту статью третий день)) Пора и публиковаться.. Могу сказать что информация моя на выданном тексте не закончилась абсолютно, еще очень и очень много секретов и нюансов. Также, между делом для особо внимательных хочу сказать что набор трансферных гидов на летний сезон 2025 уже начался, а я успел написать вторую часть статьи в которой рассказал про:

Секреты спича, местные традиции, как говорить про бакшиш, на чем можно легально подработать гиду и не очень легально, как добраться до ложмана из другого региона, что нельзя делать категорически, как сэкономить на еде, что нужно с собой брать.

Как итог- работать или нет, решение добровольное и каждого, из того что гарантированно в этой работе- это море, теплый воздух, более глубокое изучение страны, не как турист, а уже как житель. Надо понимать что это работа и работа эмоционально сложная, очень много гидов на этом погорели, когда ожидали работу в отеле у бассейна, а получили автобус с водителем и туристов, в конце сезона гид привозит около 1500-3000 долларов, это индивидуально, смотря в каком региона работать, что и где кушать, как отдыхать,из моих знакомых гидов, анти рекорд поставил трансфермен который после сезона вернулся с 500 долларами. Он отдыхал и отдыхал хорошо и красиво, весь сезон, т.е. человек проводил свои выходные полностью на релаксе, хорошо это или плохо- не знаю, это как подытог моего рассказа. Но есть ребята которые могли привезти всю зарплату и немного больше, но они вообще не отдыхали, кушали мало и редко. У всех ситуации разные и не нужно судить никого. Как по мне- так это однозначно надо отдыхать- но отдых должен быть умеренным, исключительно для успокоения души и тела, мне вот в хамам за 15 баксов нравилось ходить, иногда получалось порыбачить с пирса. Кафе никто не отменял тоже)) Домой после первого сезона привез 1700 долларов, кучу фоток, впечатлений на всю жизнь, новых друзей и опыт работы)))

Дорогие друзья, как видите, вопросов еще очень много, но мне надо понимать что моя статья приносит пользу, совсем чуть чуть вашей активности и я поделюсь вышеперечисленными секретами (ну или за 20$)

До Новых встреч и Спасибо что прочитали мою статью, мне правда приятно ваше внимание, не стесняйтесь, пишите комментарии.

-19

Пока!! и до встреч в Турции)))