Об индийской киноцензуре. Часть 3: от первых дней независимости до режима Индиры Ганди

Это - третья часть серии статей о киноцензуре в Индии. Если ещё не ознакомились с предыдущими части, рекомендую к прочтению:
Об индийской киноцензуре. Часть 1: предъявите справочку
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно5 декабря 2022
Об индийской киноцензуре. Часть 2: как резали фильмы в эпоху Британской Индии
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно7 января 2023
Санджив Кумар и Амджад Хан в фильме "Месть и закон" (1975). В своё время фильм пострадал от цензуры
Санджив Кумар и Амджад Хан в фильме "Месть и закон" (1975). В своё время фильм пострадал от цензуры

1947 год. Индия наконец обрела долгожданную независимость, а правительство окончательно взяло надзор над национальным кинематографом в свои руки. В этом же году все автономные региональные цензоры были поглощены Бомбейским советом киноцензоров (Bombay Board of Film Censors). А принятый спустя почти пять лет Закон о кинематографе преобразовал его в Центральный совет киноцензоров (Central Board of Film Censors, далее - CBFC).

Немного юридического

Закон о кинематографе 1952 года (полный текст которого можно прочитать здесь) был принят для сертификации фильмов и регулирования их показа. Он предлагал создать Совет цензоров, состоящий из 12-25 членов. После изучения кинокартины Совет может:

  • допустить фильм в кинотеатры для ограниченного или неограниченного показа;
  • предложить (чаще добровольно-принудительно) внести необходимые изменения в фильм для допуска на экраны;
  • отказаться пропускать фильм для публичного показа.

Закон закрепил и первые категории сертификации - "U" и "A".

Но самая важная часть Закона согласуется c пунктом 2 статьи 19 Конституции Индии, принятой в 1949 году.

Выдержка из Конституции Индии на русском языке
Выдержка из Конституции Индии на русском языке

Многие политологи и правозащитники считали и до сих пор считают, что пункт 2 напрямую узаконивает право на нарушение свободы слова индийского гражданина.

Так вот, причём здесь этот пункт? Раздел 5 B(1) Закона о кинематографе согласуется со ним и гласит, что

фильм не может быть сертифицирован для публичного показа, если, по мнению органа, имеющего право на выдачу сертификата, фильм или любая его часть противоречит интересам суверенитета и целостности Индии, безопасности государства, дружественным отношениям с иностранными государствами, общественному порядку, приличию или морали, или влечет за собой клевету или неуважение к суду, или может подстрекать к совершению любого преступления".

Кроме того, Раздел позволяет правительству издавать указы, которые он сочтет нужными, чтобы регулировать работу Совета. Таким образом, правительство обладает огромной властью, которая даёт им решать, что можно показывать, а что нет.

Цензоры против киноделов. Первые запрещённые фильмы

Как я уже писала во второй части, с поцелуями в Индии всё не так однозначно, упомянув такие картины, как Karma (1933) и Zarina (1932). Однако я не раскрыла их судьбу. Да-да, из-за откровенного контента их отозвали из кинотеатров 🤡

В течение 1940-1970-х гг. поцелуи редко появлялись на большом экране. Вместо этого режиссёрами выкручивались языком символов. Например, близость пары показывали прикосновением двух цветов, встречей двух рыбок в аквариуме. Или в качестве аллюзии на близость и секс могли добавлять картины или статуи (чаще индийских богов, апсар и т.д.) с подходящим содержанием. Другой приём - вуализация: камера просто отодвигалась, когда пара приближалась друг к другу, или же кто-то из партнёров отворачивался во время интимного сближения. Режиссёр отснял, а задача зрителя - додумать картинку самому 😏

Издание DeseretNews приводит цитату Сангиты Гопал, адъюнкт-профессора английского языка Орегонского университета, которая считает, что символизм следует рассматривать не как культурный запрет на проявление интимности, а скорее как средство, с помощью которого

«...хорошо продуманная, интенсивно лирическая, романтическая последовательность песен существует в Болливуде... Даже если в последовательности песен не показаны поцелуи, есть традиционная вырезка, где, когда они должны были бы поцеловаться, показаны цветок, две птицы или бабочки… и интенсивность романтики проецируется через последовательность песен».

А какие же фильмы были запрещены в первые десятилетия независимости Индии? Посмотрите ниже в карусели:

Эпоха Индиры Ганди. Цензура во время Чрезвычайного положения

Индира Ганди в 1975 году. Амбика Сони и Санджай Ганди (сын) поправляют ей микрофоны на митинге.
Индира Ганди в 1975 году. Амбика Сони и Санджай Ганди (сын) поправляют ей микрофоны на митинге.

С 1975 по 1977 года в Индии действовало Чрезвычайное положение (далее - ЧП), которое ввели из-за массовых недовольств политикой тогдашнего премьер-министра Индиры Ганди и партии Индийский национальный конгресс (далее - ИНК). И не зря это время историки называют тёмным, ведь действовало крайне много запретов, которые распространяли в том числе и на искусство, телевидение и кино. Сделаю краткий обзор на интересные события в мире кино во время ЧП. Разберём самые яркие события того времени:

  • Хинди-фильм Aandhi (1975) был запрещен к показу после выхода на экране. Считалось, что основой фильма якобы стала биография Индиры.
  • Болливудской киносатире Амрита Нахаты (режиссёр и член Джанаты, главной оппозиционной партии, боровшееся с ИНК) на режим Ганди Kissa Kursi Ka (1977) было отказано в сертификате ещё в 1975 году, а когда объявили ЧП, мастер-копия и негативы были конфискованы членами ИНК из офиса CBFC и сожжены. Позже, после падения режима, Санджай Ганди и тогдашний министр информации и радиовещания В.К. Шукла были признаны виновными в этом произволе, а сам Ганди даже отсидел месяц в тюрьме.
  • Певец и актёр Кишор Кумар отклонил приглашение выступить на митинге Молодежного конгресса в Мумбаи и просьбу В.К. Шуклы принять участие в продвижении Экономической программы Санджая Ганди. В ответ политик решил отомстить Кишору, а именно запретил СМИ, таким как Doordarshan и All India Radio, транслировать все песни и фильмы, в которых он снимался и пел. Таким образом, он решил запугать и других деятелей искусства и сподвигнуть их на сотрудничество с режимом. Когда ЧП было отменено и ИНК проиграли выборы, запрет на творчество Кишора был снят.
  • Фильмы Дева Ананда и Шатругана Синхи также запретили к показу на канале Doordarshan. Правительство фактически пригрозило Синхе, что его ввяжут в дело о т.н. подрыве в Бароде, если он не будет вести кампанию за ИНК в Бихаре. Дев Ананд публично выступал против ЧП со своими братьями, Четаном и Виджаем. В ответ правительство создало множество препятствий для того, чтобы его фильм Des Pardes (1978) не вышел на экраны. Но он не отступил и продолжил выступать на публичных платформах при поддержке других членов киносообщества, таких как Пран, Ришикеш Мукерджи, Дэнни Денгзонгпа и Садхана.
Слева направо: Виджай Ананд, Дэнни Денгзонгпа и Шатруган Синха на митинге в поддержку партии "Джаната" во время ЧП
Слева направо: Виджай Ананд, Дэнни Денгзонгпа и Шатруган Синха на митинге в поддержку партии "Джаната" во время ЧП
  • Противоположная ситуация произошла с Сатьяджитом Раем. Он, несмотря на просьбы Ганди, отказался снять документальный фильм о её отце, Джавахарлале Неру. Но зная, какую Рай имеет популярность как на родине, так и за её пределами, его трогать не стали.
  • Трудности не обошли и фильм Месть и закон, в частности, концовку фильма. В ней Тхакур (Санджив Кумар) хочет прикончить Габбара (Амджад Хан), но прибывает полиция и напоминает ему, что только закон имеет право наказать его. Короче, намёк на то, что самосуд - это плохо. И да, в оригинальной сцене Тхакур-таки убивает злодея и совершает отмщение. Посмотреть можно ниже. В CBFC были уверены, что изображение бывшего полицейского линчевателем будет опасным, учитывая реалии, и потребовал изменить кульминацию. Но, как по мне, оригинальная концовка гораздо оригинальнее. Санджив отыграл на все тысячу процентов.

На самом деле, событий, которые произошли с миром кино во время ЧП, гораздо больше, и о них, возможно, я поведаю в одной из следующих частей.

Ну и напоследок о фильмах, запрещённых при Индире Ганди:

В следующей части я сделаю обзор на киноцензуру Индии, начиная с 80-х годов. Лайк, коммент, подписка ✨

Источники:

Читайте также:

Бойкот Болливуда: кратко об отмене фабрики грёз
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно31 января 2023
Кладбище несбывшихся надежд: индийские фильмы, не дожившие до релиза. Часть 1
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно20 января 2023
Их глазами: лучшие индийские Youtube-каналы о кино
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно24 января 2023