Часто бывает трудно реалистично изобразить градации тона на рисунке. Твердишь себе как мантру:
"Падающая тень темнее собственной", а рисуешь порой совсем наоборот.
Или, как на этом шаре например, рефлекс (свет, отраженный теневой частью шара от поверхности, на которой он лежит) Он почти такой же светлый, как блик, а так не должно быть.
Вот нормальная градация тона, где рефлекс темнее, чем полутон.
Уловить эту тоновую градации при плохом освещении невозможно, так что нужно хорошо освещать и натуру и рабочее место. Желательно дневным светом, за неимением приходится использовать лампы. Наши глаза адаптируются к цвету довольно быстро, поэтому можно использовать источник света температурой 4200-6500К (кельвинов). А так же индекс цветопередачи от 90 процентов (указывается на упаковке лампы, обозначается CRI или Ra. У меня раньше был более тёплый свет, и, к тому же не яркий, но сейчас стало гораздо проще. Однако фотографировать нарисованные работы даже при таком, как у меня, свете не стоит. Лучше использовать дневной, если он имеется в достаточном количестве. Или сканировать. Надеюсь, что смогла осветить проблему понятно и не утомительно. Пишите, если остались вопросы, с радостью отвечу.