Здравствуйте!
Эта великолепная книга с неповторимым стилем принесла своему создателю мировую известность, а так же стала вдохновением для создания одноимённого парфюма.
"Имя мне - Красный" я готова была прочитать уже из-за названия, претенциозного и загадочного.
Потрясающий и тонкий исторический детектив погружает нас во время и культуру Османской империи времен султана Мурада Третьего.
Пожилому Эниште поступает таинственный заказ от самого султана. Тот просит тайно изготовить особую книгу с иллюстрациями.
Так как Эниште бывал в Венеции и был знаком с итальянской живописью, он решает оформить рисунки книги в европейском стиле (с использованием перспективы и личных стилей художников).
В то время османская живопись отличалась от европейской, которую в империи не принимали и даже активно осуждали.
Для подготовки книги Эниште обращается к четырём лучшим художникам-миниатюристам двора - Зарифу, Келебеку, Зейтину и Лелеку.
Зарифа находят убитым.
Подозрение падает на остальных художников. Расследовать загадочное убийство Эниште получает своему родственнику Каре, вернувшемуся после долгого отсутствия в Стамбул.
Он должен пообщаться с художниками, взглянуть на их работы и, анализируя полученную информацию, найти виновника смерти Зарифа.
У молодого человека есть и личные причины выполнить задание - он влюблен в дочь Эниште.
Книга изначально играет с читателем, обращаясь к нему от имени совершенно разных персонажей и даже предметов.
Изначально горько жалуется труп Зарифа, описывая свои ощущения от небытия и от самого убийства.
Помимо основных героев, истории рассказывают и нарисрванная собака, и цвет - тот самый, красный, и даже сам убийца.
Периодически появляются главы от имени убийцы, он посмеивается над теми, кто идёт по следу, как и над самим читателем. Но, при этом, не даёт возможности разгадать свою личность до самого конца истории.
Так же через все повествование проходит история и описание османской живописи и её основных отличий. Не навязчиво погружая в атмосферу глубокого культурного экстаза, книга мягко рисует особенности исламской живописи. Через разные истории из разных времен от разных личностей, читатель познает чужую культуру и приближается к разгадке преступления.
Необычный стиль повествования не затмевает гений автора и его основную особенность - подавать обыденность под видом фатальных происшествий, как и во всех его книгах, где случай порой меняет судьбы всех героев, неожиданно, иногда несколько нелепо, но так по-настоящему, жизненно.
Существует парфюм, выпущенный под маркой Majda Bekkali "Mon nom est Rouge", вдохновленный этой книгой. Автором выступила потрясающая Сесиль Зарокян.
Верхние ноты: Ладан, Розовый перец, Элеми, Кумин, Герань и Палисандр; средние ноты: Турецкая роза, Имбирь, Кардамон и Корица; базовые ноты: Амбра, Кедр, Ваниль, Бобы тонка, Лабданум, Мускус, Сандал, Пачули и Белый табак.
Аромат получился диким, острым и горячим. Это тот беспокойный восток, полный опасностей и соблазнов.
Это и базар, пахнущий яркими сухими пряностями, и горячая густая дымность смол, и пробивающиеся через это пестрое многообразие сладостные чарующие цветы нежной розы. И яркие краски османской живописи. И коварный взгляд затаившегося убийцы.
В целом аромат вполне передаёт настроение книги. Он громкий и буйный, красочный и в то же время тревожный, горько-сладкий, жаркий, подчёркнуто восточный, с кричащими специями и множеством загадок и нюансов.
Приятного чтения!